Крокодил Джонстона, речной крокодил Джонстона . Австралийский крокодил Джонсона Австралийский узкорылый крокодил.Crocodylus johnsoni Krefft, 1873 = Австралийский узкорылый крокодил: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Crocodylus johnstoni = Австралийский узкорылый крокодил

Вид: Crocodylus johnstoni Krefft, 1873 = Австралийский узкорылый крокодил

Читать: Австралийский узкорылый крокодил

Австралийский пресноводный крокодил, Australian freshwater crocodile: Crocodylus johnstoni Krefft, 1873. Другие названия: крокодил Джонстона, речной крокодил Джонстона . Австралийский крокодил Джонсона - Crocodylus johnstoni - вид назван в честь Джонсона, первого европейца-первооткрывателя, который сообщил об открытии нового вида ученому-естествоиспытателю Креффту. Последнему принадлежит ошибка в написании имени исследователя, которое следовало передать как "johnsoni". В настоящее время в научной практике употребляется, как истинное, так и ошибочное латинское наименование вида.

Ареал: Австралийские пресноводные крокодилы (Crocodylus johnstoni) являются эндемиками Австралии. Ареал охватывает Северную Австралия: они встречаются на Северной Территории, в Квинсленде и Западной Австралии.

Австралийские пресноводные крокодилы имеют сильные ноги с когтистыми, перепончатыми лапами. Хвост очень мощен. Чешуя крупная, на боках и изнутри на ногах круглая по форме, расположена плотно. Морда крокодила по форме необычно узкая и заостренная, окаймлена рядом острых зубов. Этот вид ловит рыбу без труда, поэтому такая форма морды возникла в ходе эволюции как приспособления к питанию действительно рыбой. Общее количество зубов 68-72, из них 5 предчелюстных, 14-16 челюстных и 15 нижнечелюстных зубов. Четвертый зуб с обеих сторон нижней челюсти больший, чем остальные, и он может быть хорошо заметен, даже когда закрыт рот. Глаза имеют специальное прозрачное веко, названное - мигательная перепонка, которая защищает глаза, когда крокодил находится под водой.

Окрас: Окраска светло-бурая с темными полосами вокруг тела и Фотохвоста, на шее рисунок полос разрывается. У некоторых особей отчетливо видны светло-коричневые полосы и пятна на морде. Подвиды неизвестны, хотя установлены более светлая и темная цветовые фазы, а также карликовые особи, обитающие изолированной популяцией, которые достигают половой зрелости при длине вдвое меньше обычной длины. У них более темный окрас по сравнению с обычными крокодилами. Карликовые особи достигают в длину 1,5 м. Существование карликовых особей объясняют эволюцией в ходе естественного отбора, вызванной необходимостью добывать корм в верхнем течении рек, куда не могут проникнуть более крупные особи. Генетические исследования карликовой расы не находят исключительных изменений, которые могли бы послужить основанием для выделения ее в отдельный подвид.

Австралийский пресноводный крокодил - относительно маленький крокодил; для вида характерен половой диморфизм, который выражается в том, что самцы несколько большие, чем самки. Самцы достигают длины максимум 8-10 футов (2.4-3 м.), а самки - 7.8 фута (2.3 м.)., в природе редко превышает 2,5-3 метра в длину. Самки достигают размеров 2-2,1 метра. Вес: Самцы весят до 40 фунтов (90 кг) , а самки - 7. 20 фунтов (45 кг). Продолжительность жизни: Максимальная продолжительность жизни составляет около 50 лет.

Среда обитания: Обитает в разнообразных пресноводных водоемах, таких как, болота, озера, лагуны, реки, предпочитая их устья, реже встречается в верховьях рек и ручьев. Ни разу не был найден около побережья, в водах с высокой соленостью и где он может встретиться с более агрессивным видом C. porosus. Замечено, что в том случае, если популяция вида C. porosus начинает сокращаться, численность популяции C. johnstoni увеличивается, и тогда крокодилы Джонсона занимают излюбленные местообитания своего пищевого конкурента и появляются вблизи побережья. По мере восстановления численности C. porosus, ситуация возвращается в первоначальное положение.

Враги: Вараны (Varanus gouldi, Varanus panoptes) и дикие свиньи (Sus scrofa) - самые главные хищники, которые охотятся на яйца австралийского пресноводного крокодила в течение всего периода инкубации. Вараны благодаря своему чуткому обонянию легко находят гнезда крокодилов, в которых были отложены яйца даже 24-48 часов назад. К рождению обычно остается не тронутым только треть всех гнезд.

Охота местных жителей не приносит большого вреда для популяции данного вида. Молодежь может быть убита взрослыми, когда они испытывают недостаток продовольствия. Они также могут быть съедены черными коршунами, черепахами и даже крупной рыбой. С недавнего времени для молодых пресноводных крокодилов возникла прямая угроза от агрессивной жабы-ага (Bufo marinus).

Рацион взрослого австралийского пресноводного крокодила, состоит в основном, из рыбы. Дополнением к рациону служат некоторые виды беспозвоночных и мелких позвоночных. Взрослые крокодила охотятся на наземных животных, поджидая их у края воды. Они также охотятся под водой. В период сезона засухи, из-за недостатка пищи, крокодилы практически не едят, но могут поедать другие, более мелкие особи крокодилов. Во время дождливого сезона C. johnstoni нередко охотится из засады.

Австралийские пресноводные крокодилы - одна из нескольких разновидностей, которые могут скакать галопом на суше, достигая скорости 18 км/час. Охотясь, эти животные используют метод засады с последующим быстрым захватом добычи за голову или поперек тела. Они не суетливы, медленно подкрадываются к добыче, оставив над водой только ноздри, глаза и уши.

Отличия в физических свойствах воздуха и воды формулируют уникальные поведенческие и физиологические требования к среде обитания к полуводных животных, которыми и являются крокодилы. Наблюдения показали, что крокодилы показали самую большую ныряющую деятельность утром (6-12 часов) и были наименее активными ночью, оставаясь преимущественно у водной поверхности. Удивительно, на их деятельность была асинхронной с терморегуляцией, а была скоррелирована с освещенностью. Тем не менее, длина ныряния, уменьшалась с увеличением температуры тела. Максимальная ныряющая длина составила 119.6 минут, но самую большую долю составляли прыжки в воду на относительно короткие ( <0.4 м.) погружения.

Социальная структура: Ведут уединенный образ жизни.

Размножение: Самки роют гнезда-норы в песке в 10-15 м от берега. Яйца обычно откладываются ночью, через четыре-шесть недель после брачного периода, на глубину 12-20 см. Самки инстинктивно выбирают такое место для гнезда, чтобы во время дождей яйца оказывались над водой и не затапливались. Вместе с тем, слишком малая глубина расположения кладки, повышает риск перегрева яиц. Раз в несколько лет в местах гнездования крокодилов бывают аномальные природные явления, когда сезон дождей начинается довольно рано, из-за чего почти все гнезда погибают от наводнения.

Исследования показали, что все самки одной популяции откладывают яйца достаточно дружно, обычно укладываясь в трехнедельный срок. Они могут делать кладки поблизости друг от друга, а в некоторых случаях самки даже выкапывают яйца предшественницы и на этом месте откладывают свои. Последнее происходит в том случае, когда на одном месте расположено слишком много кладок.

Перед рождением детенышей самка откапывает гнездо, а после их рождения относит новорожденных в своей пасти в воду. Самки остается около молодежи и охраняет ее в течение еще некоторого времени.

Все крокодилы для лучшего пищеварения глотают камни, а в качестве напитка для утоления жажды используют только пресноводную, но не морскую, воду.

Сезон/период размножения: Брачный сезон и ухаживание приурочены к началу сезона засухи (май) а размножение и постройка гнезда продолжается до июля-сентября. Половое созревание: Половой зрелости самки достигают к 11-14 годам, самцы - к 16-17 годам, достигая в длину 1,5 м. Беременность: Инкубационный период длится 6-10 недель (по другим данным - 75-85 дней что зависит от температуры). Потомство: Для нормальной инкубации требуется температура 30-33'C. В кладке обычно 13 яиц (бывает от 4 до 20). Температурный режим влияет на процентное соотношение рождения самок и самцов: так при температуре до 32'C больше рождается самцов, выше 32'C - самок.

Самки заботятся о своем потомстве, но не так долго, как у вида C. porosus. Потревоженная самка может оставить свое гнездо и потомство. Установлено, что детеныши могут появиться на свет и при отсутствии помощи извне. Только что вылупившийся крокодильчик сначала поглощают желток из своего мешочка, на котором они могут процветать в течение нескольких дней и, если необходимо даже недели.

В случае недостатка пищи среди крокодилов нередко бывают случаи каннибализма. Может быть и поэтому, только 1% всех новорожденных крокодилов выживает и достигает половой зрелости. Малыши едят мелкую добычу, как, например, насекомых, мелких водных и околоводных членистоногих, ракообразных и только немного рыбы.

Местное население использует крокодилов для получения мяса, яиц и производства изделий из крокодильей кожи. Добыча крокодилов аборигенами не оказывала заметного влияния на численность популяции. Однако с 1950-х гг. кожа крокодила Джонсона привлекла к себе внимание промышленников, и популяция стала сокращаться вплоть до 1960-1970-х гг., когда были приняты меры защиты вида. Этот вид меньше подвергся истреблению в результате охоты, нежели его сородич C. porosus, поскольку шкура первого менее подходит для промышленности.

Известны случаи нападения крокодилов на людей.

Популяция: 50000-100000 особей. Считается, что состояние ее стабильно. Главной причиной падения численности австралийских крокодилов является деградация привычных местообитаний. Созданы крокодильи фермы, но они не имеют широкого распространения.

Охраняемый вид. Внесен в Приложение II Конвенции CITES и Красную книгу IUCN по категории: LRlc (LOW RISK, LEAST CONCERN).