КАЛЛАГУРЫ = КАЛЛАГУРА CALLAGUR черепаха. Черепаха, черепахи: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Callagur = Каллагуры

Вид: Каллагур Callagur borneoensis (Schlegel et S. Muller, 1844)

По классификации Красной книги МСОП считается «уязвимым» видом.

Крупная черепаха, длина карапакса иногда превышает 50 см. Хорошо приспособлена к жизни в больших отрытых водоемах, прекрасный пловец. Самцы обладают редким черепах свойством — сезонным диморфизмом. Размножаются самцы имеют белую голову с широкой сагиттальной полосой красного цвета и синим пятном на морде. Карапакс в это время окрашен в светло- серый (до кремового) цвет. Размножающиеся самки имеют темно-серую голову с размытой оранжевой полосой карапакс коричнево-серого цвета.

Крупная эстуарная черепаха, населяющая области крупных Сундалэнда, испытывающих влияние приливов и отливов, от юга Таиланда к югу через Западную Малайзию до о-вов Суматра и Калимантан.

Питаются в основном фруктами и зелеными частями прибрежных растений, но нередко используют в пищу и объекты животного происхождения.

Размножение сезонное. Время гнездования варьирует в зависимости от географического распространения, например в Малайзии на восточном побережье в июле — августе, а на западном — декабре — январе. Начало сезона гнездования знаменуется массовыми миграциями самок вниз по течению, чтобы гнездиться на океанических побережьях рядом с устьем родной реки. Зачасту ю использует песчаные отмели вдоль прибрежных мангровых зарослей-эстуариев. Самки делают две кладки в год по 12—20 овальных яиц. Длина яйца около 70 мм. Гнездо устраивается на поверхности скрыто. Откладка яиц обычно происходит ночью при низком приливе на песчаном берегу моря у устьев рек и осуществляется приблизительно за 30 мин. Иногда яйца откладываются открыто на песчаных берегах рек. Самцы, видимо, не сопровождают самок в их миграциях вниз по реке. В Сараваке гнездование происходит в феврале — марте. Гнездо устраивается на глубине 30 см, но камуфлировано очень слабо. В Сараваке самок часто находят в мангровых болотах.

Численность сильно деградирует. Очень редок этот вид в Таиланде. Несмотря на широкое распространение на п-ове Малайя, запасы черепа хи там истощены вследствие интенсивной эксплуатации. Нет информации о состоянии популяций на Суматре и Калимантане.

Численность уменьшается в результате активного использования в пищу яиц.

В четырех штатах Западной Малайзии охраняются законодательствами, запрещающими добычу взрослых черепах и дающими в аренду места гнездовий для лицензионного сбора яиц.

Необходима дальнейшая разработка мер по охране мест гнездований и создание здесь заповедных территорий.