Лиолемус. Liolaemus Wiegmann = Лиолемусы.Родительская забота у пресмыкающихся. Игуаны, игуановые : Iguanidae Gray, 1827 = Игуаны, игуановые : биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Лиолемусы: Родительская забота

ФотоСемейство: Iguanidae Gray, 1827 = Игуаны, игуановые

Род: Liolaemus Wiegmann = Лиолемусы

Читать далее: Особенности биологии и экологии игуан

Род: Liolaemus Wiegmann = Лиолемусы

К числу наиболее характерных южноамериканских ящериц относятся игуаны рода Liolaemus, около 50 видов которого широко распространены от Перу на се вере до Чили и Аргентины на юге. Перуанская изменчивая игуана (Liolaemus multiformis) является, пожалуй, единственным южноамериканским видом, обитающим в суровом горном климате на высотах до 5000 м над уровнем моря. На высокогорных плато в Кордильерах, где живет эта небольшая ящерица, даже в летние месяцы часто выпадает снег и температура на поверхности почвы опускается ночью почти до нуля. Жизнь в столь необычных для пресмыкающихся у словиях оказывается возможной лишь благодаря выработавшейся у этого вида способности ползать при температуре тела всего около 1,5° выше нуля, что совершенно немыслимо для всех остальных ящериц, теряющих подвижность при гораздо более высоких температурах.

Медленно выползая из своих нор, игуаны достигают освещенных солнцем участков почвы и за короткое время нагреваются до 35—37°, причем разница между температурой тела и окружающего воздуха составляет иногда 30° и более. Питаются они как немногочисленными на таких высотах насекомыми, так и сочными частями растений. Подобно многим горным пресмыкающимся, игуаны этого вида яйцеживородящи. Спустя приблизительно полгода после происходящего в апреле спаривания — в сентябре — декабре самк а рождает 1—10 молодых. Благодаря столь длительному инкубационному периоду новорожденные игуаны появляются на свет в наиболее благоприятное в климатическом отношении время года.

Родительская забота у пресмыкающихся.

Пресмыкающихся трудно назвать заботливыми родителями. Самое большее, что они делают для своего потомства, - подбирают подходящее для инкубации яиц место, где и оставляют кладку. Даже мало-мальски приличное гнездо сооружают далеко не все - нередко просто отыскивают ямку или трещину в земле, чужую нору или кучу мусора и, отложив туда яйца, совершенно не интересуются дальнейшей их судьбой. Лишь очень немногие, например крокодилы и питоны, охраняют свои кладки. Ненамного чадолюбивей оказываются и живородящие рептилии: иногда мамаша может даже закусить недостаточно проворным новорожденным. Однако само вынашивание самкой яиц до появления на свет живых детенышей уже представляет собой косвенную форму родительской заботы, поскольку увеличивает шансы выживания потомства. Как показали наблюдения, у видов, обитающих в трудных для холоднокровных пресмыкающихся горных условиях, а также у живородящих видов родительская забота выражена (в ее различных формах) в большей степени, чем у других представителей этого класса позвоночных животных.

Исследователи из Аргентины М. и С.Халлой провели специальные наблюдения за небольшой живородящей игуановой ящерицей Liolaemus huasicus, которая обитает на высоте около 4 тыс.м над ур.м. в горах Северной Аргентины. В течение четырех лет зоологи параллельно изучали поведение ящериц, живущих как в природе (регулярно навещая меченых особей), так и в неволе, в террариуме. В итоге обнаружена довольно необычная среди ящериц система взаимоотношений, которую вполне можно считать косвенной формой заботы о потомстве.

Как и у других видов живородящих ящериц, самка Liolaemus huasicus сразу после родов тоже не обращает никакого внимания на молодь, не помогает детенышам освободиться от яйцевых оболочек и не интересуется их состоянием. Однако она и не агрессивна по отношению к ним: сами новорожденные не стремятся расползтись в стороны, а держатся вокруг матери. Любопытно, что у разродившейся самки ярко выражено защитное поведение, которое не отмечается у других взрослых особей этого вида: при малейшей опасности она высоко приподнимается на выпрямленных лапах, уплощает тело и, широко разевая пасть, делает броски в сторону возможного врага. Такая повышенная обороноспособность в некоторых случаях может сохранить жизнь не только самке, но и собравшимся вокруг нее детенышам.

Среди игуановых ящериц очень распространена так называемая территориальность - защита особью пространства, на котором она постоянно живет, от других особей своего вида. Обычно защищаемые участки есть у самцов, у самок же территориальность выражена гораздо слабее. Однако у лиолемуса ситуация обратная. Именно самки оказались наиболее последовательными владельцами территорий: самцы защищают свои участки только в брачный период, охраняя не столько пространство, сколько обитающую вместе с ним самку от возможных посягательств других самцов, самки же постоянно охраняют свои небольшие, диаметром около 5 м, участки. Появляющиеся на свет детеныши держатся поблизости от общей норки, в которой скрываются при малейшей опасности. Самка, не допуская на свою территорию других лиолемусов, с одной стороны, защищает потомство от поедания более крупными сородичами, а с другой - избавляет детенышей от конкуренции с ними за пищу. Детеныши остаются с матерью иногда до двух лет и расползаются, лишь когда достигнут зрелости, а самке приходит пора принести новое потомство.

Обнаруженные у Liolaemus huasicus врожденное стремление детенышей держаться возле матери и ярко выраженная агрессивность самки - редко отмечаются среди пресмыкающихся; в совокупности эти черты поведения образуют интересную систему косвенной родительской заботы, повышающей выживаемость потомства.

Д.В.Семенов, кандидат биологических наук. Москва ( http://vivovoco.rsl.ru )