Размножение змей,откладка яиц, продолжительность жизни змей

Размножение змей

Перейти в оглавление раздела: Особенности поведения змей

Читать дополнительно: Питание и размножение королевского питона

* Репродуктивное поведение змей: размножение

Размножение змей

С наступлением сезона размножения змеи активно ищут полового партнера. При этом возбужденные самцы используют химический анализатор, «нюхая» воздух языком и перенося им ничтожные количества химических веществ, оставленных в среде самкой, к парному якобсонову органу в нёбе. Ухаживание помогает узнаванию партнеров: каждый вид использует свои особые стереотипы движений. У некоторых видов они так сложны, что напоминают танец, хотя во многих случаях самцы просто трутся подбородком о спину самки.

В конце концов партнеры переплетаются хвостами, и гемипенис самца вводится в клоаку самки. Копулятивный орган у змей парный и состоит из двух т.н. гемипенисов, которые при возбуждении выпячиваются из клоаки. Самка обладает способностью запасать живую сперму, поэтому после единственного спаривания может несколько раз производить потомство.

Детеныши появляются на свет разными способами. Как правило, они вылупляются из яиц, но многие виды змей живородящие. Если инкубационный период очень короток, задержка откладки яиц может привести к тому, что детеныши вылупятся из них внутри тела матери. Это называется яйцеживорождением. Однако у некоторых видов образуется простая плацента, через которую от матери к эмбриону передаются кислород, вода и питательные вещества.

Большинство змеиных гнезд устроено крайне просто, но все же яйца откладываются не где угодно. Самка ищет подходящее место типа кучи гниющего органического материала, который защитил бы их от высыхания, затопления, резких изменений температуры и хищников. Когда яйца охраняются родителями, они не только отпугивают хищников, но и, побыв на солнце, могут своим телом согревать кладку, которая при повышенной температуре развивается быстрее. Некоторое количество тепла выделяется также при гниении материала гнезда.

Число яиц или детенышей, производимых на свет самкой за один раз, колеблется от нескольких штук до примерно 100 (у яйцекладущих видов в среднем больше, чем у живородящих). Крупные питоны особенно плодовиты: иногда они откладывают более 100 яиц. Среднее же их число в кладке у змей, вероятно, не более 10–12. Определить период беременности у этих рептилий нелегко, так как самки могут сохранять живую сперму годами, а продолжительность развития эмбриона зависит от температуры. Различные типы размножения также усложняют задачу. Однако полагают, что у некоторых гремучих змей беременность длится ок. 5 мес, а у обыкновенной гадюки (Vipera berus) – чуть больше двух месяцев. Продолжительность инкубационного периода варьирует еще больше.

Продолжительность жизни у змей

Подавляющее большинство змей достигает половой зрелости на второй, третий или четвертый год жизни. Скорость роста достигает максимума к моменту полного полового созревания, после чего заметно уменьшается, хотя растут змеи всю жизнь. Максимальный возраст большинства змей, вероятно, ок. 20 лет, хотя некоторые особи доживали почти до 30.

В природе змеи, подобно многим другим животным, редко достигают преклонного возраста. Многие гибнут довольно молодыми из-за неблагоприятных условий окружающей среды, как правило становясь жертвами хищников..