ПОЛОЗ ЧЕТЫРЁХПОЛОСЫЙ (Elaphe quatuorlineata) Гадюковые (Viperidae), гадюка, уж, полоз леопардовый, гюрза, давойя, ошейниковая кобра, черная мамаба, яд, змеиный яд, Рептилии,Пресмыкающиеся (характерные черты класса), пресмыкающиеся, ящерицы, змеи, ужи, крокодилы, черепахи, анаконда, гекконы, агамы: б

Род: Elaphe  = Полозы

Род: Elaphe Wagler , 1833 = Полозы

Читать дополнительно: Эскулапов полоз: содержание и разведение в неволе

Вид: Elaphe quatuorlineata = Четырехполосый полоз

ФотоПОЛОЗ ЧЕТЫРЁХПОЛОСЫЙ достигает длины 1,8 м. Окраска верхней стороны тела варьирует от серовато-оливковой до коричневатой, вдоль спины тянется ряд немного вытянутых в поперечном направлении ромбических или овальных, местами иногда сливающихся в зигзагообразную полосу темных пятен; по одному ряду более мелких темных пятен имеется и на боках тела. Верх головы обычно буро-коричневого цвета, от глаз до углов рта идет суживающаяся буро-коричневая полоса. Брюхо светло-желтого цвета, иногда в мелких темных пятнах. У четырехполосых полозов, обитающих в Юго-Западной Европе, вдоль всего тела тянутся четыре темные продольные полосы, за что этот вид и получил свое название.

Распространен почти во всей Южной Европе, Малой Азии, Северном Иране, а в Молдавии, Южной Украине, Крыму, Закавказье, степной полосе Южной России и Западном Казахстане до Аральского моря. Встречается в степях, полупустынях, каменистых россыпях и по опушкам островных лесов, в горы поднимается до 2500 м. Убежищами служат норы грызунов, глубокие трещины почвы, кучи камней. Фото

Питается эта крупная и сильная змея мелкими млекопитающими размером до крыс, песчанок и сусликов включительно, птицами, их птенцами и яйцами. Как и другие полозы, убивает свою добычу, сдавливая ее тугими кольцами мускулистого тела. Яйца размерами до куриного или утиного заглатывает целиком; при этом разламывание скорлупы происходит в пищеводе с помощью удлиненных остистых отростков передних позвонков, надавливающих на проглоченное яйцо сверху. По наблюдениям Т. А. Ардамацкои, может наносить большой ущерб птицам, гнездящимся в скворечниках и дуплянках. В одном из лесонасаждений Украины за две недели полозы разорили 34 гнезда, над которыми велись специальные наблюдения. Низко висящие (до 1,5 м) и незащищенные гнезда они грабили в первую очередь, но были случаи разорения гнезд и на высоте 5—7 м над землей. Забравшись в скворечник, полоз обычно съедал всех находящихся там птенцов или все яйца, количество которых достигало иногда 8—9. Как правило, расправившийся с яйцами или птенцами полоз оставался в скворечнике переваривать пищу и, свернувшись плотным клубком на дне, не реагировал даже на появление человека. Неоднократно полозов удавалось заставать в разгар трапезы и буквально силой отнимать у них птенцов. В поисках обитаемых гнезд эти змеи систематически обследуют вывешенные в лесу скворечники или дуплянки. Забравшись на крышу скворечника, змея сначала опускает голову вниз, к летку, и, не обнаружив добычи, переползает на следующее дерево. Птицы, хозяева гнезда, в которое заползла змея, бурно реагируют на присутствие грабителя и всегда бросают гнезда, даже если там остаются живые птенцы. Вползая на дерево, пишет Т. А. Ардамацкая, полоз словно плывет по стволу или ветвям — так плавны его движения. Тело его обладает большой силой, держась хвостом, он перебрасывает голову на ветку, удаленную от него на 50—60 см, сохраняя туловище вытянутым в горизонтальном положении. Ползущий к скворечнику и заметивший человека полоз мгновенно падает на землю и стремится укрыться в траве, а при дальнейшем преследовании быстро вползает на другое дерево. Гораздо реже он прибегает к иному способу защиты: перебирается на самый край ветки и здесь затаивается, растянувшись на тонких сучках. С земли его вполне можно принять за сухую веточку. Для того чтобы уберечь скворечники от разорения, их стали укреплять на металлической проволоке, натянутой между двумя деревьями. Вскоре, однако, полозы научились добираться и до этих гнезд. Змеи ползли по проволоке, двигаясь винтообразно, уцепившись хвостом за проволоку и держа голову над ней.

Убежищами четырехполосым полозам служат норы грызунов, глубокие трещины в почве, кучи камней.

Спаривание этих змей происходит в июне. В июле — августе самки откладывают от 6 до 16 яиц, молодые появляются в сентябре. Вылупляющиеся детеныши сперва просовывают кончик морды и язык в проделанное в оболочке отверстие, затем высовывают всю голову и нередко остаются в таком положении более часа; если кто-нибудь пошевелится вблизи, животное втягивает голову обратно и только после значительного перерыва выглядывает снова. Имеются наблюдения, что самки этого полоза проявляют столь редкую у змей заботу о потомстве. Они охватывают кладку кольцами своего тела и защищают ее от врагов.

http://www. apus .ru.htm