Восточный щитомордник — Agkistrodon blomhoffi Boie. Ядовитые переднебороздчатые змеи

Вид: Восточный щитомордник = Agkistrodon blomhoffi

Вид: Agkistrodon blomhoffi = Восточный щитомордник

Экология и биология. Небольшая змея длиной до 65 см. Окраска буровато-серая или коричневая. Вдоль спины идут ромбовидные или светлые парные эллиптические пятна. Обитает на Дальнем Востоке и сопредельных регионах. Живет в сырых открытых местах, в том числе на рисовых полях, где представляет опасность во время сельскохозяйственных работ. Питается грызунами, лягушками. Осенью самка приносит 2—8 детенышей длиной до 15 см.

Картина отравления. В месте инокуляции яда сильная боль, геморрагический отек. Кровоизлияние распространяется в подкожную клетчатку, мышцы, захватывает плевру, брюшину, диафрагму. На вскрытии правый желудочек сердца заполнен темной жидкой кровью, левый — спавшийся. Легкие также спавшиеся без выраженных очагов геморрагий. Резко увеличена селезенка, печень и почки застойные.

Химический состав и механизм действия яда. В состав яда входят ферменты: протеиназы, фосфолипаза А2, фосфодиэстераза, 5'-нуклеотидаза, гиалуронидаза и др. Фосфолипаза А2 представлена двумя изоэнзимами — кислым и щелочным. 5'-Нуклеотидаза также присутствует в виду двух изоформ с оптимумом pH 6,8—7,0 и 8,0.

Яд обладает кардиотоксическим, геморрагическим и коагулирующим действием.

Токсичность цельного яда (DL50) для мышей при в/б введении 0,57 мг/кг и при п/к введении 2,42 мг/кг. Яд обладает гипотензивным действием, которое не устраняется ваготомией или атропином и может быть обусловлено действием кининов, высвобождающихся в организме под влиянием кининогеназы яда.

Яд угнетает деятельность изолированного сердца млекопитающих. Его кардиотоксический эффект связан со снижением транспорта кальция через мембраны миокардинальных клеток. Протеиназа «в» яда (или геморрагический фактор HR-II) обладает сильным геморрагическим действием, его минимальная геморрагическая доза 0,068 мкг/мышь, a DL50 7,2 мг/кг. Другой геморрагический фактор HR-I имеет минимальную геморрагическую дозу 0,031 мкг/мышь и DL50 0,45 мг/кг.

Тромбиноподобный фермент (ТФ) яда является гликопротеином с Мr~36 000. В состав углеводного компонента входят остатки N-ацетилглюкозамина. ТФ не вызывает активации фактора XIII (фибринстабилизирующего) и не ингибируется антитромбином III в присутствии гепарина. Другие протеиназы яда способны разрушать фибриноген и тем самым маскировать действие ТФ. Присутствие в яде коагулирующих и антикоагулирующих компонентов определяет своеобразие коагулопатий, вызываемых ядом восточного щитомордника.

Практическое значение. Компоненты яда, воздействующие на свертывающую систему крови, могут представить интерес для медицины.

Мясо щитомордника ценится японцами и китайцами как деликатес и лекарственное средство.....

Читать дальше: Ядовитые змеи: ужовые

Ядовитые животные и растения СССР/Б.Н. Орлов, Д.Б. Гелашвили, А.К. Ибрагимов. — М.: Высш. шк., 1990. — 272 с

ЩИТОМОРДНИК ВОСТОЧНЫЙ

(Ancistrodon blomhoffi)

ЩИТОМОРДНИК ВОСТОЧНЫЙ (Ancistrodon blomhoffi) Эта змея, размером до 65 см, буровато-серого или коричневого цвета, с темными ромбовидными или парными эллиптическими пятнами на спине. В середине эти пятна светлые, а снаружи оторочены черной полосой. По бокам тела — ряд темных округлых пятен. Восточный щитомордник живет в сырых, открытых местах, по опушкам леса, на высокотравных лугах и болотах, по межам рисовых полей. Пищу его составляют мелкие грызуны, а также лягушки и изредка рыба. Осенью самки рождают от 2 до 8 детенышей длиной около 15 см. Мясо щитомордников употребляется в пищу японцами и корейцами в сушеном виде. Кроме того, оно считается у них целебным средством против некоторых болезней и поэтому высоко ценится.