Иерсиниоз и псевдотуберкулез, заболеваемость людей Иерсиниоз и псевдотуберкулез, животные, возбудитель Иерсиниоз и псевдотуберкулез

Кишечный иерсиниоз и псевдотуберкулез

Четко выраженной природной очаговости указанных инфекций на территории Крыма нет. Вместе с тем, в большинстве административных районов за все время наблюдения среди мелких млекопитающих 13 видов в среднем в 10-20% выявлялась циркуляция возбудителя кишечного иерсиниоза. В этиологической структуре преобладает серогруппа О3.

Псевдотуберкулез в Крыму встречается сравнительно редко. На протяжении 1982-1998 гг. единичные находки возбудителя регистрировали на территории Красноперекопского, Ленинского, Джанкойского, Нижнегорского, Раздольненского, Черноморского, Белогорского, Бахчисарайского районов. Основными носителями возбудителя в природе являются мыши рода Mus (домовые) и Sylvaemus (малая лесная, степная, желтогорлая). Территориально очаговые участки кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулез весьма близки с таковыми для лептоспироза.

Некультивируемые формы патогенных бактерий

При переходе во внешнюю среду из организма человека или животного или при резком изменении условий существования в этой среде патогенные бактерии с помощью различных сенсорных и регуляторных механизмов перестраивают работу своего генетического аппарата, что позволяет им сохранять свою жизнеспособность. Следующей "крайней мерой" в реакции грамотрицательных бактерий является переход в состояние "спячки", выражающейся во временной потере воспроизводимости бактерий. У грамотрицательных бактерий морфологически дифференцированные структурные образования, подобные эндоспорам бацилл, не обнаружены, однако в настоящее время накоплено достаточно данных, свидетельствующих о способности неспорообразующих бактерий к длительному существованию во внешней среде в виде клеток со значительно сниженной метаболической активностью, не обнаруживаемых традиционными методами лабораторного культивирования на питательных средах (Roszak et al., 1984), а сами бактерии в таком состоянии - "некультивируемыми формами" (НФ). В настоящее время способность к переходу в некультивируемое состояние обнаружена у широкого круга патогенных бактерий

НФ патогенных бактерий сохраняют свои вирулентные свойства (Colwell et al., 1985, Hussong et at., 1987). Пассажи НФ возбудителей через организм чувствительного животного являются наилучшим способом рекультивации или вывода бактерий из НС. Вероятно, в этом случае бактерии попадают в условия, благоприятные для активного деления, а именно: оптимальная температура, богатая и сбалансированная смесь ростовых субстратов.

Эпидемичность многих природноочаговых сапронозных инфекций и сохранение их возбудителей в межэпидемические (межэпизоотические) периоды могут быть связаны со способностью образовывать НФ. В настоящее время роль НФ в сохранении вирулентных штаммов возбудителей сапронозов в объектах внешней среды продемонстриро¬вана для возбудителей сапронозов - иерсиний Yersinia pseudotuberculosis.

Процессы обратимого преобразования вегетативных форм патогенных бактерий в покоящиеся формы в почвах и водоемах, крайне важные, так как менно с ними могут быть связаны механизмы сохранения возбудителей сапронозных инфекций в межэпидемические и межэпизоотические периоды, как и необъяснимая сегодня "внезапность" возникновения эпидемий и эпизоотии.

Из полученных данных следует, что в процессе длительного культивирования в почвенной вытяжке Y.pseudotuberculosis способны переходить в некультивируемое состояние, стабильно сохраняя в течение двух месяцев исходный уровень численности. Таким образом, иерсинии, подобно ряду других случайных паразитов, в объектах внешней среды могут быть представлены как вегетативными формами, способными образовывать колонии на плотных средах, так и покоящимися формами, которые, утратив способность к размножению, бактериологически не выявляются. При этом в процессе длительного существования во внешней среде доля таких покоящихся форм иерсиний может возрастать за счет культивируемой части популяции.

Природные очаги псевдотуберкулеза представляют собой комплекс наземных, почвенных и водных экосистем со специфическими хозяевами и путями циркуляции возбудителя (Сомов, Литвин, 1988; Шубин, 1993; Пушкарева, 1994-6).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что возбудитель псевдотуберкулеза, обладающий патогенным потенциалом, способен существовать в покоящейся (некультивируемой) форме в естественных почвах природного очага инфекции (Дубинина и др., 1984). Сезонная динамика перехода иерсинии в покоящееся состояние и обратно - в вегетативные формы, векторность этих процессов при активной циркуляции возбудителя в природном очаге и в межэпизоотические периоды, наконец, условия и факторы, индуцирующие такую адаптивную изменчивость иерсинии - задачи будущих исследований