Иерсиниоз и псевдотуберкулез, заболеваемость людей Иерсиниоз и псевдотуберкулез, животные, возбудитель Иерсиниоз и псевдотуберкулез

Иерсиниоз кишечный человека

Человек обычно заражается, употребляя загрязненные иерсиниями продукты питания, реже воду. Возможно заражение и через загрязненные руки.

Естественная восприимчивость людей, по-видимому, не очень велика. У практически здоровых лиц инфекционный процесс часто протекает бессимптомно, вызывая иммунитет. Клинически выраженные и тяжелые формы заболевания возникают в основном у ослабленных детей с явлениями иммунодефицита.

Кишечный иерсиниоз выявлен во всех странах мира, однако уровень заболеваемости более высок в странах с развитой сетью централизованного снабжения пищевыми продуктами. Групповые заболевания чаще связаны с употреблением различных овощных салатов, особенно из капусты, хранившейся в загрязненных выделениями грызунов овощехранилищах. Описаны семейные и внутрибольничные вспышки. Болеют в основном жители городов и поселков городского типа, где население чаще пользуется предприятиями общественного питания. Заболевают люди всех возрастов, но чаще - дети от 1 года до 3 лет. Заболеваемость регистрируется в течение всего года, несколько увеличиваясь в октябре - ноябре. Внутрибольничные заболевания, связанные с заражениями от носителей, не имеют сезонности.

Инкубационный период от 15 ч до 15 суток, в среднем 3 7 суток.

Различают желудочно-кишечную (течение обычно легкое или средней тяжести, преобладает у взрослых), брюшную (бывает преимущественно у детей, клиническая картина напоминает аппендицит), генерализованную и вторично-очаговую клинические формы заболевания. Всем формам присущи некоторые общие черты: острое начало, лихорадка, интоксикация, боли в животе, расстройство стула, высыпания на коже, боли в суставах и мышцах, увеличение периферических лимфатических узлов и печени, склонность к волнообразному течению с обострениями и рецидивами. Течение болезни может быть острым (до 3 месяцев), затяжным (до 6 месяцев) и хроническим (от 6 месяцев до 1,5 - 2 лет).

Профилактические мероприятия: предупреждение проникновения грызунов в овощехранилища, продовольственные склады, магазины и т. п. С этой целью проводят дератизационные мероприятия на полях, овощехранилищах, продуктовых складах, предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами. Для профилактики внутрибольничных заболеваний следует осуществлять эпидемиологический надзор для своевременного выявления носителей и больных легкими формами иерсиниоза. Меры иммунопрофилактики не разработаны

М.Г.Таршис, Б.Л.Черкасский. Болезни животных, опасные для человека

(скопировано из сайта: http://zooclub.ru/wild/15.shtml)

Межпопуляционные взаимодействия кишечных иерсиний с инфузориями _ (Литвин, Москва)

Закономерности межпопуляционных взаимодействий патогенных бактерий и простейших (в частности свободноживущих инфузорий) являются интегрированным результатом отношений партнеров на уровне отдельных особей; именно в них заложены причины и механизмы, определяющие ту или иную динамику численности популяции возбудителя в ассоциации с простейшими (Пушкарева, 1994-6).

Исход взаимодействия инфузорий с иерсиниями может складываться или в пользу инфузорий, или бактерий, что связано с гетерогенностью как самих макрофагов, так и фагоцитированных бактерий (Ки-Еллова, Тимченко, 1984; Барбул и др., 1987). Поэтому в ходе взаимодействия с клеткой-хозяином иерсинии находились в трех состояниях: переваренные, необратимо измененные и неповрежденные, последние разрушая клетку-хозяина, выходят в окружающую среду (Попов и др., 1991; Погорелов и др., 1994, 1995, Исачкова и др., 1993).

Прослеживаются общие закономерности процессов фагоцитоза ряда бактерий простейшими и фагоцитами млекопитающих (Harrington, Widler, 1982; Kuhn e.a., 1988; Leimeister e.a., 1992; Michailova e.a., 1992; Velijanov e.a., 1992, Berche e.a., 1988; Cossart, Mengaud, 1989; King e.a., 1988; Kuhn e.a., 1988, Karunasagar e.a., 1993, Hahn, 1983, Leiyh, Barselaar, 1981; Sekie.a., 1989). Можно полагать, что в эволюционном плане первичны связи ряда патогенных бактерий именно с простейшими как давними и обычными их природными хозяевами при обитании в почвенных и водных экосистемах. Не исключено, что патогенность простейших - как свободноживущих, так и паразитических - может быть обусловлена содержащимися в них патогенными микроорганизмами (Сергиев, 1991).

Таким образом, при незавершенном характере фагоцитоза в организме простейших неизменно остаются неповрежденные бактерии, которые размножаются внутри клеток-хозяев, в дальнейшем покидая их, разрушая клетку-хозяина (Пушкарева, 1994-6). В окружающей среде они могут захватываться новыми особями простейших, и цикл взаимодействия повторяется. В ходе такого пассирования через простейших доля вирулентных (устойчивых к фагоцитозу) бактериальных клеток в общей популяции может возрастать (Пушкарева, Литвин, 1991).

В процессе таких постоянных межпопуляционных взаимодействий происходит качественное изменение состава бактериальной популяции по селектируемому признаку. Если на "входе" взаимодействия с простейшими в бактериальной популяции преобладают клетки, обреченные на переваривание, то на "выходе" из организма инфузорий, благодаря избирательному сохранению, численное преимущество получают клетки, устойчивые к фагоцитозу. это обеспечивает высокую гетерогенность по этому признаку популяцию бактерий.

Таким образом, один из ведущих факторов усиления вирулентности (устойчивости к фагоцитозу) как общей закономерности, проявляется в процессе пассирования бактерий через фагоцитирующие эукариотические клетки - как одноклеточные простейшие, так и фагоциты млекопитающих, которые, как среда обитания, очевидно, вполне аналогичны для многих патогенных бактерий.

Представители низших ракообразных, кольчатых червей, моллюсков, насекомых, а также пресноводные рыбы и высшие водные растения являются, в принципе, благоприятной средой обитания псевдотуберкулезного микроба (Купер, 1980, Дьяченко, 1975; Murry, Hincley, 1992, Bauwens e.a., 1992; De Paola e.a., ?0; King e.a., 1988; Reichardt, 1990 и др, Шубин, 1993, Кузнецов, 1986, Шубин, 1993). Они являются естественными резервуарами бактерий и не только поддерживают их численность, но и обеспечивают избирательное выживание вирулентных (устойчивых к фагоцитозу) бактерий.

Миграции иерсиний по трофическим цепям водной экосистемы с участием животных планктона (низшие ракообразные), бентоса (кольчатые черви, личинки насекомых) и нектона (рыбы) показали, что псевдотуберкулезный микроб, наряду с использованием данных гидробионтов в качестве хозяев, способен передаваться по различным пищевым цепям сообщества от низших трофических уровней к высшим.

Это свидетельствует о том, что природные очаги многих инфекций включают водные и почвенные экосистемы с разнообразными резервуарами и путями циркуляции патогенных микроорганизмов. Принципиальное значение имеет возможность миграции патогенных бактерий по трофическим цепям (иерсинии), что может обеспечивать развитие эпизоотии на разных трофических уровнях водных экосистем. Передача возбудителя от низших уровней к высшим, вызывая заражение самых разных гидробионтов, приводит к значительному накоплению биомассы возбудителя и, очевидно, повышает устойчивость бактериальной популяции в окружающей среде.

Различная устойчивость отдельных микробных клеток к фагоцитозу инфузориями, была обнаружена у других микроорганизмов (Погорелов и др., 1994,1995, Меркуров и др., 1990; Попов и др., 1991).

Клонально-селекционная природа поддержания и усиления вирулентности бактерий в сообществах окружающей среды может иметь прямое отношение к механизму формирования эпидемически значимых вариантов возбудителей в почвенных и водных экосистемах (Литвин, Пушкарева, 1994)