Сальмонеллы и клещи. сальмонеллез. Заболеваемость,энцефалитные иксодовые Клещи , возбудитель, профилактика, укус клеща, заражение, клещевые инфекцииКрым

Клещи и сальмонеллы

Клещи и сальмонеллы

Перейти в оглавление раздела: Лихорадки геморрагические

Обзор, посвященный взаимоотношениям клещей и сальмонелл. Показано, что многие факторы направлены на элиминацию клещей, зараженных сальмонеллами, а также сальмонелл, попавших в клещей с кровью их прокормителей. С другой стороны, имеются данные, подтверждающие возможность участия клещей в циркуляции сальмонелл. Вероятно, это связано с L-трансформацией значительной части популяции сальмонелл в организме клещей, поскольку L-формы могут играть весьма существенную роль в поддержании очагов инфекций.

ФотоВведение

Клещи известны как естественные переносчики и резервуары различных микроорганизмов. Многие их них (например, Coxiella burneti, Ehrlichia canis и др.) способны вызывать заболевания человека и животных. Роль других (например, Rickettsia helvetica) в качестве возможных возбудителей болезней теплокровных лишь предполагается. Проблеме взаимоотношений микроорганизмов с кровососущими членистоногими достаточно много внимания уделяли как отечественные, так и зарубежные ученые. Появление разнообразных современных методик, в том числе биохимических, иммунологических, иммунохимических и морфологических, позволяет с новых позиций взглянуть на характер взаимодействия организма клеща и попадающих в него микроорганизмов. Настоящая работа является обзором литературных и собственных материалов по взаимоотношениям пастбищных клещей - специфических и неспецифических переносчиков многих инфекций и сальмонелл - широко распространенной группой бактерий, которые у человека вызывают пищевые токсикоинфекции.

Выделение сальмонелл из клещей

Из организма иксодовых клещей, обитавших в природных очагах, были выделены разные виды сальмонелл. При исследовании 6673 половозрелых голодных особей разных видов клещей, собранных на территории Дагестана, в 217 пробах от клещей Haemaphysalis plumbeum были выделены Salmonella typhimurium (Михайлов и др., 1961). На острове Тюлений из самцов и голодных нимф Ixodes putus выделены штаммы сальмонелл S. enteritidis (Тимофеева и др., 1972; 1974 по Чирову, 1979). В Карагандинской области из взрослых голодных клещей Dermacentor marginatus выделены сальмонеллы (S. typhimurium, два штамма) (Ким, 1974; Ким и Носова, 1979). В Киргизии штамм Salmonella typhimurium выделен из клещей Boophyllus calcaratus, снятых с овцы, S. enteritidis - из нимф D. daghestanicus и из сытой самки Н. punctata (Кадышева, 1979). Более подробно о естественной зараженности иксодовых клещей возбудителями сальмонеллезов на территории России и стран СНГ пишет Чиров (1984).

При обследовании 2000 клещей, собранных в местах обитания насекомых и птиц в окрестностях Каира (Floyd and Hoogstral, 1956), удалось обнаружить сальмонелл в 10 пробах клещей из 188. В частности, культура S. typhimurium выделена из аргасовых клещей Argas persicus, собранных в гнездах цапель, и культура S. thonipson из клещей Ornithodoros erraticus. Возможность птиц быть носителями и резервуаром сальмонелл показана в эксперименте (Чиров, 1979).

В целом работ по естественной зараженности клещей сальмонеллами мало и их недостаточно, чтобы определить роль определенных видов клещей в качестве переносчика сальмонелл. Необходимы дополнительные эксперименты, в которых заражение клещей осуществляют естественным путем (т.е. в процессе кровососания на инфицированном доноре) или с помощью прибора (Подборонов В.М., Подборонов А.М., 1993).

Взаимоотношения клещей и сальмонелл в эксперименте

По наблюдениям Parker и Steinhaus (1943), иксодовые клещи Dermacentor andersoni способны сохранять и передавать S. enteritidis восприимчивому животному через 35 дней после инфицирующего кровососания. Экспериментально удалось доказать, что клещи Н. punctata не только воспринимают и сохраняют S. pullorum в своeм организме в течение года, но и передают трансфазово (Чиров и др., 1979). Экспериментально установлена способность клещей D. marginatus и D. pictus воспринимать и сохранять до 353 дней сальмонелл S. typhimurium с их передачей по ходу метаморфоза (Кондрашова, Котельникова, 1973) и трансовариально (Ким, Носова, 1979), а также заражать восприимчивых животных при кровососании.

Показано, что в организме клещей A. persicus сальмонеллы S. gallinarum локализуются только в пищеварительном канале и сохраняются в течение 8 месяцев (срок наблюдения) без снижения вирулентных свойств (Стефанова и др., 1975 по Чирову, 1979). В других экспериментах (Глухов, 1974; Глухов, Новиков, 1974) сроки сохранения сальмонелл в клещах A. persicus еще дольше (647 дней S. typhimurium и 580 дней S. gallinarum). Иксодовые клещи Н. punctata, D. marginatus и D. daghestanicus способны сохранять в свeм организме S. typhimurium 270 - 300 дней, S. enteritidis - 166-320, S. pullorum - 360 дней (Чиров, 1984).

Таким образом, эксперименты показывают возможность клещей воспринимать и сохранять сальмонелл, а также заражать восприимчивых животных и передавать сальмонелл по ходу метаморфоза (трансфазово и трансовариально).

Читать дальше: Клещи и сальмонеллы