Ursus (Thalarctos) maritimus Phipps, 1774 = Белый [полярный, северный, морской] медведь, белый полярный медведь, ошкуй.

Вид: Ursus maritimus = Белый медведь

Вид: Ursus maritimus = Белый полярный медведь, ошкуй

Читать дополнительно о Белом медведе: [1],[2],[3], [4], [5]

Самец белого медведя весит в среднем 500 килограммов, хотя попадались экземпляры вдвое большего веса. Высота в плечах 150 сантиметров, длина тела 200—250 сантиметров. Белого медведя считают самым крупным из наземных хищных животных. Другой претендент на это место — большой бурый медведь (или гризли) с острова Кадьяк и из других мест на западе Аляски. Шерсть у белого медведя сплошь белая с желтоватым оттенком; шея и голова длинные, лапы мощные с широкой ступней, подошвы покрыты шерстью.

Белый медведь обитает в Арктике, в приполярных районах. Большую часть года он проводит среди паковых льдов. Отдельные животные встречались на широте 88-й параллели, но это исключительные случаи; в область постоянных, многолетних льдов медведи заходят редко. Это и понятно: ведь животное, за исключением короткого летнего периода, промышляет лишь охотой на тюленей и поэтому предпочитает участки открытой воды, но ему нужен также и паковый лед, где можно найти укрытие, а с подвижных льдин на тюленей легче охотиться. Всю осень и зиму до самой весны тюлени составляют почти единственное его пропитание; там, где летом льды полностью стаивают, медведи вынуждены покидать океан и уходить на землю, где подходящей для них пищи совсем мало. В этот постный период они едят ягоды, коренья и всякого рода растительность, а также падаль и все, что попадается на пути, в том числе и спрятанное эскимосами мясо. Фото

Совершенно очевидно, что распространение белого медведя зависит и от необходимости часть года проводить на земле, особенно когда становится мало тюленей и нужны другие источники пищи, а также в период размножения. Такие экологические особенности означают, что в обширном арктическом районе медведь использует лишь сравнительно небольшую полосу суши.

В Канаде спаривание у медведей обычно происходит в апреле, период беременности длится в среднем восемь месяцев. Предполагают, что развитие плода начинается не сразу, а лишь с конца сентября или в октябре, но эта гипотеза «латентной стадии» пока еще требует доказательств. С октября самки залегают в берлогу, а в начале декабря появляются на свет детеныши. Как и у всех медведей, рождаются они очень маленькими, но быстро растут, питаясь жирным материнским молоком. В марте или апреле семья покидает берлогу и направляется к морю, чтобы начать охоту на тюленей. Медвежата остаются с матерью до следующей весны.

Молодые самки, достигшие половой зрелости в трехлетнем возрасте, часто рождают одного детеныша, но зрелые самки производят на свет двойню, изредка даже тройню и очень редко четверых медвежат. Дает потомство взрослая самка не чаще одного раза в три года (если она не теряет его), так что восстановление численности происходит довольно медленно. В море белые медведи чувствуют себя свободнее, чем на земле. Они отлично плавают, их часто видели за много километров от берега. В воде медвежата для отдыха забираются на спину матери.

С наступлением зимы беременные самки идут на сушу и выбирают место для берлоги, обычно вблизи берега, но иногда удаляются от моря на несколько километров. Каждая самка находит себе подходящий сугроб и роет в лем берлогу, где она собирается произвести на свет свое потомство. Во время спячки в берлоге медведица существует за счет толстого слоя жира, накопленного в течение предшествующего лета.

Советские исследователи установили, что только беременные самки проводят зиму в спячке. Самцы и небеременные самки прячутся в снежных укрытиях во время вьюги и ненастья, но, как только все утихнет, они продолжают поиски пищи. Однако в более холодных районах, например на севере Гренландии, сильные холода вынуждают к спячке и самцов.

Может быть, это звучит парадоксально, что животное, обитающее на таком обширном пространстве, в отдаленном суровом районе, совсем не пригодном для жизни человека, все-таки находится в опасности. Когда-то это не выглядело таким парадоксом. Сокращение численности белого медведя началось с семнадцатого века, когда открывшееся в арктических водах судоходство привело к усиленной охоте на животных. В течение двух последних столетий на белого медведя беспрерывно охотились на Шпицбергене, на Новой Земле, на островах Берингова моря, Баффинова и Гудзонова заливов и во многих других местах. Упадок китобойного промысла в конце девятнадцатого века заставил китобоев переключиться на тюленей, что в свою очередь усилило истребление белого медведя, особенно в восточной части арктической Канады, в Гренландском море, на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. Возрастающий спрос на медвежьи шкуры стимулирозал дальнейшее развитие этого промысла.

Ареал белого медведя, в сравнении с большинством других мест Земли, действительно почти не заселен человеком. Лишь кое-где там живут люди. Всего несколько десятилетий назад местное население жило в полном согласии с суровой природой края, их охота на медведя и других диких животных тех мест не имела никаких серьезных последствий для видов. Однако в последнее время стремление людей отказаться от традиционного хозяйственного уклада и перейти к более цивилизованному образу жизни включает и новые, более эффективные способы истребления животных, хотя в Канаде охотников все еще сдерживает необходимость передвигаться пешком или на санях. Кроме того, в арктические районы проникает все больше геологов, старателей, чиновников.

Долгие годы арктические моря служили белому медведю надежным убежищем, но теперь он почти беззащитен, на него стали охотиться с усовершенствованным оружием на моторных судах, которые очень популярны в некоторых местах, или на самолетах. Охота с воздуха стала в последнее время любимым спортом на Аляске, где белых медведей еще довольно много во льдах к северу от Берингова пролива (хотя они никогда не устраивают берлог и не кормятся на берегах Аляски). На самом полуострове и в территориальных водах такая охота теперь запрещена *.

Конечно, никто не требует запрещения охоты на белого медведя вообще, она может внести ценный вклад в хозяйство отдаленного, непроизводительного района, но не следует забывать об особой важности очень строго регулировать охоту, руководствуясь надежными биологическими данными.

Доктор С. Успенский, русский биолог, считает, что в последние десятилетия ареал белого медведя постепенно сокращается из-за начавшегося в Арктике потепления климата. Повышение температуры арктических вод заставляет медведя отходить дальше к северу вслед за кольчатой нерпой, основной его добычей. В последнее время этому способствовало также возрастание населения в Арктике и разведение там домашнего скота, что привело к распространению болезней и особенно опасного для медведя паразита — трихинеллы.

Лучше всего белые медведи сохранились в арктических районах Канады, количество их там определяется в 6000 или 7000 особей, что составляет значительную часть всей мировой численности. В Гренландии очень благоприятные условия для животного представляет восточный и особенно северо-восточный, сильно изрезанный фиордами берег, главным образом из-за обилия там тюленей. Однако с 30-х годов на острове стало меньше медведей вследствие чрезмерной охоты на них, особенно на западном и юго-восточном побережьях.

В эти же годы сокращение численности медведей происходило и в советском секторе Арктики, что тоже объясняли усиленной охотой, но, по-видимому, здесь действовали иные факторы, о чем уже говорилось: изменение климата и условий обитания, что вместе с болезнями стало решающей причиной сокращения числа медведей в этом районе.

Отрадно отметить, что после резолюции 1955 г. Генеральной ассамблеи Международного союза охраны природы, рекомендующей арктическим странам принять меры для охраны белого медведя, советское правительство издало в 1956 г. специальный указ, запрещающий убивать белых медведей на всем пространстве Советской Арктики. Отлов медвежат разрешен лишь по специальным лицензиям. Благодаря этим защитным мерам численность белых медведей в Советском Союзе оставалась с 1960 г. постоянной, и даже, может быть, немного возрастала.

Дальнейшей конструктивной мерой, принятой в СССР, была организация в 1960 г. заказника на острове Врангеля, одном из самых важных районов, где устраивают берлоги медведицы. Другие благоприятные в Советском Союзе места — Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля. По определению С. М. Успенского, в Советской Арктике значительная доля самок устраивает берлоги на острове Врангеля, что подчеркивает важность основания там заказника для белого медведя. В последние годы С. М. Успенский занимался экологическими исследованиями на этом острове.

В арктическом районе Норвегии белый медведь охраняется на Земле Короля Карла и в прилегающих водах. Определенные ограничения существуют здесь на отлов медвежат. Но, помимо этого, охота на медведей разрешена в любой части страны круглый год. Только для иностранцев охотничьи трофеи ограничиваются одним медведем на каждого охотника-спортсмена.

На северо-восточном побережье Гренландии охота запрещена с 1 июня по 31 октября, хотя ограничения на количество убитых каждым местным охотником животных нет. Как и в других местах Арктики, с переменой климатических условий изменилось состояние пакового льда вокруг Гренландии, что сильно повлияло на распределение и численность белого медведя.

Защитные меры, принятые канадским правительством, включают запрещение спортивной охоты в провинциях Манитоба, Онтарио, Квебек и Северо-Западных территориях. Охотиться на медведей в Канаде разрешено только эскимосам, индейцам и немногим обладателям общих охотничьих лицензий. Ежегодно убивается около 400 медведей (1970—1972 гг.), хотя в 1965/66 г. цифра эта была больше. Канадская Служба охраны природы проводит обширные исследования по белому медведю, стремясь проверить эффективность существующих мер по его охране, а также собрать и сопоставить данные, которые могли бы заполнить некоторые пробелы в наших знаниях о животном.

Между прочим, такое исследование может привести к созданию эффективного способа мечения полярных медведей. Если будет принята согласованная всеобщая программа мечения, со временем мы сможем лучше понять, что забота о сохранении белого медведя — проблема международная. Пока не будут получены основные сведения, нельзя с достаточной точностью знать ни о количестве животных, ни о их повадках, чтобы приступить к осуществлению разумного плана охраны.

Поскольку значительная часть жизненного цикла белого медведя проходит в безлюдных арктических районах за пределами территориальных границ, для его надежной охраны особенно важное значение имеет международное сотрудничество и согласие.

Значительным шагом в этом направлении было Первое международное совещание по охране белого медведя. Оно состоялось в 1965 г. в университете Аляски, в городе Фэрбенкс. Совещание обратилось к Международному союзу охраны природы с просьбой принять на себя ответственность за проверку научных данных о белых медведях и распространить их среди зоологов непосредственно заинтересованных стран. Взяв на себя это обязательство, Международный союз поддерживал постоянную связь с правительствами пяти арктических стран: СССР, США, Канадой, Норвегией и Данией, по территории которых проходит ареал вида.

Создание панарктического плана охраны вида было делом первостепенной важности, это признавали все. Однако правительства неохотно соглашались связывать себя какими-либо обязательствами, пока не будут решены важные научные вопросы.

По единодушному мнению, улучшение общего состояния белого медведя и его охраны зависит от тщательно продуманного и согласованного плана

исследования всей приполярной области и получения фундаментальных сведений, которые могут стать основой приемлемой международной программы охраны животного.

До последнего времени каждая из пяти заинтересованных стран проводила самостоятельные научные исследования, не очень ясно понимая, что делают другие и каковы их потребности. Для достижения более эффективного и длительного сотрудничества Международный союз в январе 1968 г. пригласил ведущих специалистов в этой области принять участие в рабочем заседании.

Заседание оказалось очень ценным и успешным опытом сотрудничества. Происходил широкий обмен научными сведениями и был намечен согласованный план исследований. Благоприятным результатом заседания было основание постоянной международной группы ученых, занятых изучением белого медведя. Рабочая группа по белому медведю должна была действовать под покровительством Международного союза охраны природы. Первым председателем ее был избран доктор С. М. Успенский, председатель Советского Союза .

Деятельность Рабочей группы не только способствовала более быстрому и основательному изучению белого медведя, но и намечала пути благотворного международного сотрудничества ученых. А это имеет огромное значение для более широких проблем, связанных с арктической фауной вообще, а также с экологической обстановкой в других районах мира, которые можно удовлетворительно решить только на международном уровне.