Млекопитающие.Класс: Mammalia = Млекопитающие. Энциклопедия.

Класс: Mammalia = Млекопитающие

Жирафы

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

Читать дополнительно: Жизнь млекопитающих* Эволюция млекопитающих * Систематика класса Mammalia = Млекопитающие

Из эпидермиса формируется также и другие кожные преобразования: когти, ногти (у обезьян), копыта, роговые чехлы на ногах у полорогих животных, чешуйки и др.

Когти имеются у большинства млекопитающих. Они бывают выпускные, как у кошек, и невыпускные, как у собак; копыто - не что иное, как видоизмененный палец, покрытый роговым веществом. У непарнокопытных сохранился только один палец, у парнокопытных - два.

Большой интерес в биологии и систематике млекопитающих представляет зубная система животных. Зубы различают по строению и функции. В зависимости от строения и назначения они подразделяются на резцы, клыки, подкоренные и коренные и располагаются в специальных ячейках-альвеолах. Почти у всех зверей молочные зубы, лишенные корней, сменяются на постоянные, имеющие корни. Они меняются один раз в жизни, состоят из прочной ткани - остеодентина и покрыты эмалью. Характер питания предопределяет зубную систему. Так, у хищников хорошо развиты клыки, последний ложно-коренной зуб в верхней челюсти и первый коренной в нижней имеют остроконусовидную форму. У ряда растительноядных млекопитающих клыки совсем отсутствуют. У жвачных на верхней челюсти нет резцов. У грызунов резцы лишены корней и способны расти всю жизнь (рис. 22). Кроме того, чем больше они грызут, тем зубы становятся острее, так как снашивается задняя сторона, а передняя, покрытая эмалью, затачивается. Корен- ные зубы хищных зверей имеют режущую поверхность, всеядных - бугорчатую, жвачных - лунчатую.

Образ жизни. Млекопитающие ведут дневной или ночной образ жизни. У зверей, активных ночью, это отразилось на строении органов чувств и не- которых внешнеморфологических признаках. Например, у лесного кота, си- бирской летяги и балканского долгопята глаза крупные и находятся в широ- ких орбитах. Зрачки у кошачьих способны уменьшаться при ярком солнце, приобретая щелевидную форму и располагаясь вертикально. Ночью они большие и круглые. Отличаются большими размерами и ушные раковины. Причем, как правило, они меньше у обитателей лесов, чем степей или пустынь (ушная раковина обычной лисицы меньше уха фенека).

По-особому устроены ушные раковины у летучих мышей. Оснащенные придаточными образованиями - козелком и чувствительными волосками они служат органами эхолокации. Чем длиннее уши, тем больше их поверхность, тем больше тепла теряется через густую сеть кровеносных сосудов, разветвлен- ных в них.

Млекопитающие заселяют все оболочки биосферы: лито-, гидро- и даже атмосферу, хотя в последней постоянно не живут, а только добывают пищу. Выделяют две крупные экологические группы: наземные млекопитающие (насекомоядные, грызуны, зайцеобразные, хищные и др.) и водные (ластоногие, китообразные и др.). В свою очередь, наземные, в зависимости от условий обитания и характера питания, подразделяются на более мелкие группы: древесные, или дендробионты (белка, летяга, лесная куница, соня и др.), летающие, или авиабионты (рукокрылые, некоторые виды тропических зверей), роющие, или эдафобионты (обыкновенный крот, мегера, Покер, слепыш, полевка и др.), бегающие, или хтонобионты (волк, косуля и др.), полуводные, или амфибионты (выхухоль, кутора, ондатра и др.).

Питание зверей. Поиск и усвоение корма занимают почти все время активной жизни млекопитающих. По данным профессора А. Г. Банникова, например, кутора за сутки может съедать в 1-2 раза больше собственного веса, а землеройки-бурозубки - в 1,5 раза. Эти зверьки отыскивают пищу в течение всего года на протяжении большей части суток.

Активность некоторых видов млекопитающих изменяется по сезонам в зависимости от наличия корма. Например, ежи и суслики впадают в зимнюю спячку, так как в это время нет насекомых, амфибий, рептилий, исчезает растительность. Для желтого суслика характерна летняя спячка. В это время животное неподвижно; замедляются обменные процессы, дыхание, кровообращение, пищеварение. Температура тела с 36С спадает до 6-10С и соответствует температуре в норе; дыхание незаметно, а периферическое кровообращение прекращается. Ко времени наступления спячки зверек жиреет, а его организм постепенно расходует эти запасы вплоть до пробуждения.

Млекопитающие подразделяются на: растительноядных - для них пищей служат зеленые части растений, семена; поедающих животную пищу сюда относятся насекомоядные, падальщики, хищники; всеядных. Однако строгого разграничения между этими группами нет. Так, растительноядные могут поедать и животную пищу. Например, тушканчики питаются главным образом растительной пищей, корой кустарников, молодыми побегами сочной зелени. Но при случае не откажутся от яиц птиц, насекомых и других беспозвоночных. Еж в основном поедает животную пищу - насекомых, лягушек, мелких грызу- нов, яйца птиц, но может разнообразить свой рацион ягодами и фруктами.

Способы добывания пищи у млекопитающих разные. Простейший - подбирание корма с земли, как это делают полевки, мыши. Крот в поисках корма - насекомых и их личинок, с поразительной скоростью роет в земле лапами сложные подземные ходы. На вспаханных землях за 10-15 секунд он успевает зарыться полностью. Куницы преследуют свою добычу, а кошки ловят ее из засады.

Пищеварительная система начинается с предротовой полости, расположенной между губами и зубами. У многих млекопитающих - хомяков, бурундуков, некоторых обезьян, за щеками расположены защечные мешки, куда они складывают пищу, переносят ее с одного места на другое. В ротовой полости, кроме зубов и защечных мешков, находится язык. Форма и функции его у разных видов различны. Например, собаки и кошки при помощи языка пьют воду, жвачные - захватывают траву, муравьеды добывают пищу и т. д. В ротовой полости во время приема пищи специальными железами выделяется слюна и происходит предварительное переваривание корма. Далее следуют глотка, пищевод, желудок, кишечник. Внутреннее строение желудка зависит в основном от характера пищи, поедаемой животным. Различают тонкий, толстый и прямой отделы кишечника. У многих видов животных имеется еще и слепая кишка. В пищеварении участвуют: печень, желчный пузырь - здесь расщепляются жиры - и поджелудочная железа, расщепляющая белки. Голод звери переносят неодинаково. Крупные животные могут дольше существовать без пищи, чем мелкие. Крошечная бурозубка весом около 2 г не может прожить без пищи более 3-4 часов, а лев свободно переносит голодовку в течение недели и дальше больше. Особенно чувствительны к голоду детеныши, которые гибнут без пищи быстрее взрослых особей.

Жилища. Гнезда, норы, логовища и другие убежища млекопитающих весьма разнообразны. Свое гнездо гайно - белки сооружают из ветвей, лыка, мха, лишайников и обычно на хвойных деревьях. Сони-полчки делают шарообразные гнезда на молодых широколиственных деревьях. Древесные гнезда - временные сооружения - строят в лесах Дальнего Востока гималайские медведи и в тропических лесах - гориллы и шимпанзе. Надземные гнезда - у водяных полевок и мышей-малюток. Своеобразные постройки на берегах рек делают ондатры и речные бобры, а многие грызуны роют в земле сложный лабиринт с многочисленными выходами.

Наиболее примитивный тип убежища - логово. Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе, под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями. Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые ложки.