Зоопланктон Черного моря. Зоопланктон .Открытый океан, растительность, животный мир.

Зоопланктон

Крым

Зоопланктон Черного моря

Читать: Зоопланктон

Зоопланктон Черного моря богат и разнообразен. А самый крупные его представители - это сцифоидные медузы корнерот и аурелия, гребневики плевробрахия, мнемиопсис и берое. В теплое время года, масса этого зоопланктона составляет десятки или сотни грамм на один кубический метр прибрежной воды Черного моря; а вот биомасса другого, более мелкого зоопланктона редко превышает 10 г в 1м3.

Веслоногие раки или копеподы (Copepoda) - главные потребители фитопланктона, свободно плавающего в воде. Рачок-копепода, увидев жертву, делает стремительный бросок и хватает ее, а затем как бы замирает, поедая добычу. Быстрые, резкие движения веслоногих рачков хорошо видны в воде и невооружнным глазом. Большинства веслоногих рачков имеет очень длинные антеннулы, с помощью гребков этих упругих весел они движутся, совершая свои стремительные броски. Копеподы почти прозрачны, и только в брюшке выделяются оранжевые половые железы и часто можно видеть самок с икрой, которую они подвешивают к тонкому брюшку в двух сумках. Веслоногие рачки имеют один глаз, расположенный в центре головы; отсюда и произошло название циклопа, самого известного представителя пресноводных копепод.

В зоопланктоне много личинок ракообразных на ранних стадиях их развития - науплиусов, большинство из которых составляют личинки все тех же веслоногих рачков. Науплиусы представляют собой маленькие волосатые, очень подвижные и прожорливые организмы. Они много едят, чтобы вырасти, и многократно линяют, прежде чем превратиться во взрослое животное - скорее всего, в ойтону, калянуса, или акарцию.

В составе зоопланктона, заметную роль играют инфузории, тело которых густо опушено ресничками. Тысячи ресничек, как тысячи вёсел, непрестанно машут - гребут - и толкают этого хищника вперед. Когда водоросли планктона размножаются очень сильно, инфузории первыми набрасываются на них. Планктонные инфузории - тинтинниды свое тело-клетка прячут в домик, похожий на рюмку. Ее края окружены трепещущими ресничками, которые загоняют съедобные частицы внутрь, ко рту инфузории.

Коловратки - это крошечные организмы бывают около 50 микрон в длину, т.е. меньше многих планктонных водорослей, а бывают и 100 микрон, и больше. У коловраток, несмотря на мелкие размеры, есть и мышцы, и пищеварительная система.

Личинки рыб - самые большие организмы в микроскопическом планктоне. И все эти планктонные организмы пробах, могут стать добычей липучих щупалец гребневиков или стрекательных клеток медуз. Личинки подрастут, превратятся во взрослых рыб, займут другую экологическую нишу: перейдут из пассивно дрейфующего планктона в нектон.

Нектон - быстроходные обитатели водной толщи, способные плыть в любом направлении, а не только по течению. Как многие рыбы, так и большинство жителей моря, хотя бы часть своей жизни проводят в составе планктона - гаметы и споры многоклеточных водорослей, икринки и личинки донных беспозвоночных (например, моллюсков, десятиногих раков). В планктонных пробах Черного моря часто встречаются трохофоры - личинки многощетинковых червей-полихет - и моллюсков. Они двигаются с помощью собранных в несколько рядов ресничек. По мере того, как трохофора растет, она меняется, и приобретает черты, в которых уже можно узнать будущее взрослое животное. К примеру, личинка двустворчатого моллюска, длиной 0,4 мм, скоро она уже будет готова осесть на дно.

Образ жизни, местообитание, способ питания планктонных личинок и взрослых особей того же вида бывают совсем разные: они занимают разные экологические ниши. Различие в образе жизни личинок и взрослых особей - это разделение жизненного цикла по разным экологическим нишам - что помогает выживанию популяции и лучшему использованию ресурсов. К тому же планктонные личинки плавая по морю, расселяются и заселяют новые местоообитания. Планктон служит пищей и донным организмам-фильтраторам и многим рыбам.

Некоторые морские животные, наоборот, проводят взрослую, половозрелую часть жизни в толще воды как, например, сцифоидная медуза аурелия (Aurelia aurita). Донная стадия ее жизненного цикла представлена небольшим полипом, которые размножаются почкованием - дают начало новым полипам и отпочковывают новых медуз.

Летом на черноморском побережье можно наблюдать свечение планктона в темноте. В данном случае свечение, это биохимическая реакция расщепления люциферина специальным ферментом - люциферазой, которая сопровождается выделением одного кванта зеленого света. Это явление носит название - морская биолюминесценция. Светятся одноклеточные водоросли динофлагелляты - поэтому самое сильное свечение моря мы наблюдаем в теплой воде конца лета, когда численность динофлагеллят достигает своего пика. А включается люциферин-люциферазная реакция в ответ на раздражение организма динофлагелляты.

Светятся, мерцая зелеными звездочками, многие планктонные ракообразные; а гребневики, как крупные тусклые лампы, переливаются сине-зелеными волнами света, когда задеваешь их в темной воде. В редких случаях, во время массового размножения ноктилюки, можно наблюдать практически постоянное свечение. В это время, когда плотность клеток водорослей достигает миллионов особей в литре воды, тогда отдельные столкновения, сопровождаемые вспышками света, просто сливаются в постоянное сияние.

Читать: Все об океане