Галапагоские острова.флора и фауна.

Галапагосские острова

Мировое значение Галапагосов велико. ЮНЕСКО объявило их уникальным национальным парком – и острова, и окружающее их море. Но излишняя слава не всегда приносит пользу. Архипелаг с его уникальной флорой и фауной находится в опасности. Учитывая это, правительство Эквадора в 1998 г. издало специальный закон, ограничивающий иммиграцию, увеличивающий долю доходов от туризма на нужды заповедника, регулирующий транспорт и ввоз других видов растений и животных, расширяющий охранную зону в прилежащей акватории. Но, тем не менее, ущерб нанесен. И не малый. По данным ученых, на Галапагосы завезено 800 посторонних видов растений. На остров Сантьяго еще в XIX в. моряки завезли свиней. Теперь они одичали и рыщут по острову, поедая птенцов и яйца эндемичных птиц. На островах Изабелла и Сантьяго обитают около 200 000 одичавших домашних коз, нарушающих исконные местообитания черепах и других местных видов животных. В упадке находятся популяции древовидных папоротников, повреждаемых все теми же козами. Бичом многих островов стали одичавшие собаки, истребляющие игуан и молодых черепах. А еще кошки и крысы…

Туризм – скрытое проклятие архипелага. Сотни пассажирских кораблей, сверкая ночью яркими огнями, привлекают к себе насекомых с материка, отстоящего на много миль, и доставляют их на Галапагосы, еще больше усугубляя и без того плачевное состояние эндемичной энтомофауны.

Пострадали и морские экосистемы. Исследователь Питер Бэнчлей пишет, что когда он в 1987 г. впервые посетил архипелаг, количество акул в прибрежных водах показалось ему угрожающе большим. Но сейчас их стало крайне мало. Они пали жертвой браконьеров, охотящихся за акульими плавниками, весьма ценимыми гурманами в Азии. В 1992 г. вспыхнул другой бум, больше похожий на безумие. Началась неконтролируемая охота за морскими огурцами – голотуриями. Все попытки справиться с ней ни к чему не привели, только провоцировали насилие со стороны браконьеров. Ими в 1997 г. был застрелен у дверей собственного дома директор национального парка. Кроме того, «в знак протеста» браконьеры убили несколько слоновых черепах, которые мирно паслись на лугах заповедника.

Возможно, среди них были и те черепахи, которых 170 лет назад видел Чарлз Дарвин. Ведь эти животные – настоящие долгожители. Всего 5 недель провел великий ученый на Галапагосах, но увидел и понял так много, что этот материал стал основой его фундаментального труда «Происхождение видов».

Биологи изо всех сил стремятся сохранить и восстановить мир Галапагосов, выращивая некоторые виды в неволе и выпуская их назад в природу. В отдельных случаях это им удается. Так, благодаря очень строгому режиму, сохранен в своем первозданном виде остров Фернандина. На нем нет интродуцированных животных и растений. И в этом полностью заслуга биологов. Если вам когда-нибудь посчастливится попасть в это чудесное место, то придется пройти карантин, вплоть до обработки обуви. Только так можно предотвратить занос чужеродных организмов на Фернандину. Здесь обитают лишь коренные жители: морские львы, бакланы, игуаны и единственные в своем роде галапагосские пингвины (Spheniscus mendiculus). Только этому виду пингвинов удалось забраться так далеко на север от Антарктиды. Эти редкие птицы уже давно занесены в Красную книгу МСОП.

Недавно Галапагосов коснулось еще и другое несчастье, связанное с изменением характера холодного морского течения Эль Ниньо. Основная масса морского планктона гибнет в слишком теплой воде, которая содержит меньше кислорода и легче пропускает опасный для многих морских обитателей ультрафиолет. В результате из морских экосистем исчез ряд видов, питающихся планктоном: трубчатые черви, моллюски и многие другие, которые сами составляли основу рациона более крупных морских животных. В последнее время на берегах острова можно увидеть трупы морских львов, игуан и даже птиц. Это настоящее пиршество для ястребов-стервятников, которые объедаются так, что даже не могут взлететь. В общем обстановка на Галапагосах теперь мало похожа на райскую… Но направление Эль Ниньо менялось уже много раз, и животным удавалось все это пережить. Остается надеяться, что так будет и на этот раз. И жизнь продолжится. Возможно, в чем-то новая и измененная. По материалам: National Geographic, 1999. Vol.195. № 4.

Читать очерк сначала: Галапагосские острова