Птицы моа – живы или нет? Динорнис или МОА. Фороракос. Древние ископаемые птицы и их предшественники

МОА - Древние ископаемые птицы

Птицы моа – живы или нет?

Перейти в оглавление раздела : Древние ископаемые птицы и их предшественники

Австралийский натуралист Рекс Гилрой выразил уверенность в том, что давно вымершие новозеландские птицы моа на самом деле живы, просто скрываются в удаленных уголках Северного острова Новой Зеландии. Новостное агентство NZPA сообщает, что Гилрой уверен, что почти обнаружил колонию кустарниковых моа - anomalopteryx didiformis – и не где-нибудь, а на территории национального заповедника ФотоУревера. «Я убежден, что кустарниковые моа все еще живы. У меня есть определенные доказательства существования небольшой колонии птиц в Уревере. И для меня действительно важно, чтобы она действительно там существовала», - цитируют СМИ слова Гилроя.

Уже давно ученые-зоологи пришли к выводу, что гигантские птицы моа (отряд страусообразных) были полностью уничтожены 500 лет назад народом маори. Поскольку обитали птицы только на территории Новой Зеландии, ужиться на одном месте с маори им не удалось.

Однако, криптозоолог Рекс Гилрой опровергает это мнение. Он утверждает, что во время путешествия по заповеднику Уревере в 2001 году он нашел 35 отпечатков следов птиц, что дало ему возможность оценить численность колонии моа в 15 особей. Об этом стало известно только сейчас, потому что натуралист не был уверен в своих находках, пока в ноябре 2007 года не нашел еще одно доказательство: птичье гнездо в стволе старого дерева каури.

В тоже время профессура зоологического отделения Университета Отаго в Новой Зеландии в лице доктора Дэвида Уортона подвергает сомнению находки Гилроя. Уортон утверждает, что если бы моа существовали на самом деле, то удалось бы обнаружить куда больше следов их жизнедеятельности. Профессор также отметил, что куда с большей охотой поверил бы в существование моа в малонаселенном районе Фьорланд на юге страны, чем в многочисленном районе Уревера.

Пока нет фотографических доказательств существования легендарных птиц, однако, Рекс Гилрой и его супруга Хизер планируют провести в Новой Зеландии февраль, чтобы уделить несколько ночей «охоте» на моа в Уревере, сидя в засаде с фотокамерой. Между тем показать точное место находок Гилрой отказался, мотивируя это тем, что многочисленная экспедиция может спугнуть птиц. 64-летний Рекс Гилрой с 1980 года 8 раз побывал в Новой Зеландии, где в первую свою поездку он нашел фрагмент скелета моа.

Стоит также напомнить, что в 1959 году английский журнал «Лондон иллюстрейтед ньюс» опубликовал на своих страницах фотографию живых моа. На ней были запечатлены неясные силуэты пернатых гигантов. Однако, специалисты тут же заподозрили, что это подделка, а один скептиков И.И. Акимушкин, автор многочисленных детских книг о животных послал запрос специалисту по моа, директору новозеландского Доминион музея в Веллингтоне Роберту Фалла. Вот его ответ: «Я со всей определенностью заявляю, что никто не видел и не фотографировал живых моа. Это сообщение ложно. В настоящем году мы предприняли много экспедиций на розыски гигантских птиц. В результате нашли лишь обугленные остатки некрупного моа, Megalapterys didi nus, на месте старой стоянки маори в долине около озера Те Анау. Возможно, что моа этого вида исчезли недавно, меньше ста лет назад. Но в настоящее время уже нет никакой надежды найти живых моа».

Справка: Моа - гигантская птица (Dinornis maximus), обитавшая в Новой Зеландии, рост которой достигал 3,7 м, а вес - 230 кг.

Исследователи полагают, что в исчезновении птиц виноваты аборигены, маори, которые охотились на моа. Но это только одна точка зрения. Вторая часть исследователей полагает, что причина кроется в изменении климатических условий на островах. Британские ученые выдвинули еще одну версию. По мнению сотрудников лондонского Зоологического института, в гибели птиц виновата их генетика. Все дело в том, что среднестатистической птице моа нужно было около 10 лет, чтобы вырасти и еще несколько лет уходило на половое созревание особи. Тогда как другие птицы готовы к размножению уже через год после появления на свет. Все это было выявлено после генетического анализа образцов костной ткани, взятых из ног вымерших птиц.

Таким образом, в условиях отсутствия хищников, гигантские моа могли спокойно расти и развиваться. Однако в XIV веке на островах появились люди… Вот тогда-то и началось безжалостное истребление гигантских пернатых. Маори потребовалось около 100 лет, чтобы полностью истребить этот вид птиц.

Если же Гилрою удастся обнаружить живых моа, то это открытие станет настоящей сенсацией в истории криптозоологии за последние 150 лет!