Медоед фото. Ратель. Индийский медоед,Mellivora. Медоед, Индийский медоед, лысый барсук, ратель

Род: Медоедов = Mellivora Storr, 1780

Отряд: Отряд: Carnivora Bowdich, 1821 = Хищные

Семейство: Mustelidae Swainson, 1835 = Куньи, куницы, куницеобразные

Род: Медоедов = Mellivora Storr, 1780

Вид: Mellivora capensis Schreber, 1776 = (Индийский) медоед, лысый барсук, ратель

Индийский медоед или лысый барсук

Читать дополнительно о Медоеде: [1]; [2];

«Перед закатом солнца он садится на пригорке, защищает передней лапой свои глаза от солнечных лучей и пристально следит за полетом пчел. Заметив, что некоторые из них летают в одном направлении, медоед, прихрамывая, идет за ними, затем снова наблюдает за пчелами и наконец мало-помалу добирается до пчелиного гнезда, после чего начинается уже борьба не на жизнь, а на смерть. Конечно, пчелы отчаянно жалят врага, но покрытая густыми волосами шкура и толстый подкожный слой жира превосходно защищают разбойников от укусов». Фото

Вот такое описание, не поручимся за его полную достоверность, приводится в книге А.Э. Брэма «Жизнь животных». Медоед (Mellivora capensis) – хищное млекопитающее из семейства куньих, внешним обликом напоминающее барсука или небольшую собаку. В Туркмении его называют ит-айи – собачий медведь.

Туловище медоеда вытянутое, мускулистое, передвигается он как бы пресмыкаясь на своих коротких конечностях, прогнув спину и подняв торчком хвост. Длина тела зверя – 65–80 см, хвоста – 18–20 см. Масса самцов обычно составляет 9–12, но может достигать и 16 кг. Самки заметно мельче – 6–9 кг.

Окраска медоеда весьма своеобразна. Общий фон – темно-коричневый с металлическим блеском. Но на голове и верхней части туловища мех имеет серо-белый цвет – за это зверя называют еще «лысым барсуком». Со спины светлый рисунок спускается на бока почти до самого брюха. Концевые волосы хвоста черного цвета. Такой, на первый взгляд, экзотический наряд очень хорошо маскирует медоеда среди солончаков. Фото

Кожа зверя очень толстая, а под ней располагаются значительные запасы подкожного жира. Передние лапы медоеда приспособлены для рытья, их пальцы вооружены сжатыми с боков длинными (4–5 см) изогнутыми когтями. Между пальцами имеются небольшие перепонки.

Распространен медоед в Африке (от крайнего юга на север, примерно до Эфиопии, Сомали и Судана), в Сирии, Палестине, на Аравийском полуострове, в Ираке, Афганистане, Индии. Самые северный участок видового ареала – пустыни Туркменистана (почти до Кара-Богаз-Гола и южных чинков Устюрта), юга Каракалпакии и Казахстана. Западная граница распространения медоеда в бывшем СССР проходит по восточному побережью Каспия.

Поселяется медоед в пустынях с плотными почвами, в предгорьях, долинах рек и тугайных зарослях. Обычно он заселяет места, позволяющие вести скрытный образ жизни и приуроченные к стыкам биотопов, а не к однотипному равнинному рельефу. Излюбленные места его обитания – извилистые овраги, обрывы с преобладанием супесчаных или суглинистых почв. Фото

Несмотря на свое экзотическое название, медоед – хищник-полифаг, потребляющий самую разнообразную пищу. В его рационе преобладают черепахи, ежи, мелкие зверьки, птицы. Может съесть ящерицу, даже такую, как серый варан, не побрезгует саранчой, чернотелками.

Медоед обладает удивительным обонянием, и почуяв спрятавшееся в земле животное, останавливается и когтями передних лап начинает рыть землю. Охотясь на сусликов, спящих ежей и черепах, зверь прокапывает туннель диаметром 20–33 см, длиной 100–200 см и глубиной 100–120 см. Черепах, находящихся в спячке на глубине 30–70 см, медоед выкапывает, разбрасывая грунт во все стороны и оставляя воронкообразную яму.

Но и мед медоед ест, хотя это случается нечасто – когда он в поисках пищи натыкается на гнезда пчел или шмелей. Разрыв гнездо, зверь вместе с медом поедает и личинок этих насекомых.

В Африке медоед зачастую «кооперируется» с очень интересной птицей медоуказчиком (род Indicator) из отряда дятлообразных. Найдя гнездо общественных насекомых, медоуказчик криком привлекает внимание зверя (или человека), а после того как тот разорит гнездо, подбирает остатки. Причем существуют указания, что птиц привлекают не столько личинки или мед, сколько совершенно несъедобный для большинства животных воск – в их желудках он переводится в перевариваемую форму особыми симбиотическими бактериями. Указывая путь, птица летит перед медоедом, время от времени присаживаясь, чтобы дать зверю возможность поспеть за ней. Как пишет Брэм, «по мере приближения к гнезду пчел голос ее делается все приветливее, наконец она прямо опускается на открытое ею сокровище».

Образ жизни медоеда изучен недостаточно. Суточная активность его зависит от сезона года, и прежде всего – от температуры. Летом зверь ведет строго ночной образ жизни, осенью чаще встречается в сумерки и рано утром, а зимой и весной – как днем, так и ночью. В Южной Африке медоед обычно активен днем, дневная активность отмечается и в Индии.

Напуганный зверь бежит скачкообразным галопом, распушив хвост. При преследовании издает громкие хрипящие звуки и испускает неприятный отпугивающий запах – секрет анальных желез.

Медоед отлично роет землю и способен за 10 мин зарыться в самом твердом грунте. Норы у него простые, с одним ходом и гнездовой камерой без подстилки. При случае может занимать и норы других животных – песчанки, лисы, корсака, дикобраза и др., – предварительно расширив их до нужных размеров, использует в качестве убежища и небольшие пещеры.

В книге Д.Кашкарова «Животные Туркестана» приводится рассказ жителя Ашхабада Билькевича, который в течение трех лет содержал медоеда в неволе. «Участок, отведенный ему в саду музея, весь был им изрыт глубокими подземными ходами. Целыми днями Мишка, так его звали, находился под землей, лишь к вечеру выходил наружу. Животное вначале дикого и злого нрава быстро освоилось и привыкло к людям.

Стоило подойти к норам, окрикнуть Мишку, как он немедленно появлялся наружу и пытался играть, обнимать ноги, сосать руку, всячески кувыркаясь. В противоположность барсукам, Мишка был необыкновенно веселого нрава и всеми своими повадками напоминал медвежонка.

На деревья влезал с большой ловкостью, на верхушку гладкого телеграфного столба взбирался в несколько секунд и оттуда съезжал, не шевеля лапами.

Питался положительно всем съедобным: сырое и вареное мясо, хлеб и овощи, виноград и арбузы ел с одинаковым удовольствием.

Последнее время он повадился совершать по городу ночные экскурсии и аккуратно к утру возвращался. Одна из таких прогулок закончилась трагически. Он был убит одним из местных обывателей, принявшим его за дикого зверя».

Взрослые медоеды большую часть года ведут кочевой образ жизни, но в период гона объединяются в пары. Размножается зверь один раз в году – весной. Беременность длится около 7 месяцев, в помете 1–2 детеныша. В период появления молодых самка занимает постоянный участок. В августе–октябре выводок держится вместе и переходит к кочевому образу жизни, в начале зимы распадается.

Как редкий на северных участках своего ареала зверь, занесенный в свое время в Красную книгу СССР, медоед охраняется в ряде заповедников Туркменистана. Последние данные о его численности в западных и северо-западных районах республики довольно оптимистичны, но на большей части Туркмении медоед по-прежнему редок, встречается спорадически и лишь в отдельных местах является обычным зверем.

Т.В. ЛУКАРЕВСКАЯ