Размножение птиц, яйца и гнезда. Поведение и экология птиц

Размножение птиц

Размножение птиц: от создания пары до выведение птенцов

Место для жизни и размножение птиц

Размножение у птиц - процесс сложный и многоступенчатый. Он сначала предполагает установление гнездовой территории, затем ухаживание, образование пары, копуляцию, потом постройку гнезда и откладку яиц, и наконец насиживание кладки и заботу о подрастающих птенцах.

Сезон размножения начинается с того, что особи большинства видов занимают определенный участок и устанавливают границы своей территории. В дальнейшем они охраняют ее от вторжения сородичей. Обычно эта функция целиком лежит только на самце. В зависимости от предназначения и использования различают четыре типа таких территорий.

Первый - это территория которая имспользуется для спаривания, гнездования и кормежки. Этот тип наиболее характерен и обычен для певчей зонотрихии. Весной самец первым прибывает на выбранный участок и устанавливает его границы. Затем сюда прилетает самка, и здесь же происходит спаривание, потом строится гнездо, откладка яиц, их насиживание и т.д. Все это время пара ищет корм для себя и своих птенцов, не покидая занимаемой территории.

Второй тип - это территория, используемая только для спаривания и гнездования, но не для кормежки. Многие певчие птицы, в том числе и краснокрылый трупиал, в период гнездования охраняют достаточно обширную территорию вокруг своего гнезда, но на поиски корма они покидают ее и отправляются в другие места.

Третий тип - территория, на которой птицы только спариваются. Обычно такие ограниченные территории самцы некоторых видов используют только для брачных демонстраций и привлечения самок и посдедующего спаривания. А самки после спаривания покидают участок самца и гнездятся в другом месте самостоятельно, без участия полового партнера. Так, несколько самцов полынного тетерева «токуют», собравшись на небольшой площадке, привлекая сюда самок. Такая территория называется токовищем.

Четвертый тип представляет собой весьма ограниченную территория используемую только для спаривания и гнездования. Обычно такие птицы гнездятся колониями, в рамках которых каждая особь занимает маленькую территорию, непосредственно окружающую только гнездокак. Это такие виды, как олуши, чайки, крачки, цапли, некоторые виды ласточек - они приступают к строительству гнезда буквально на том же месте, где произошло спаривание.

Обычно территория, которая включает кормовой участок, должна быть достаточно большой, ведь она должна обеспечить пищей не только гнездящуюся пару, но ее птенцов. Поэтому у крупных птиц, как например, белоголового орлана, она занимает площадь около 2,6 км2, а у певчей зонотрихии она не бывает больше 0,4 га. Зато у видов, которые гнездятся плотными колониями, размер их территории должен быть достаточным только для того, чтобы соседние пары, сидя на своем гнезде не могли дотянуться друг до друга клювами...