Питание птиц (кормовое поведение). Меню птиц (кормовое, пищевое поведение). Поведение и экология птиц

Питание птиц (кормовое поведение)

Читать дополнительно: * Способы добывания пищи; (2); (3)
* Меню птиц: от гурманов до всеядов

Питание птиц

Характер и условия питания имеют важное значение в жизни птиц. Они влияют на их размещение в пространстве, сезонные перемещения, темпы размножения и смертности, межвидовые и внутривидовые отношения и т. д.

Состав кормов птиц в целом весьма разнообразен. Огромное количество растений и животных, населяющих земной шар, служат объектами их питания. Значителен набор кормов и у многих отдельно взятых видов птиц. Так, у белой куропатки Тиманской тундры в кормовой рацион входит свыше 40 видов растений и животных, у рябчика в Приморском крае число их видов превышает 80. Общее же количество видов растений и животных, поедаемых птицами во всем ареале, значительно больше.

Следует обратить внимание на одну из особенностей птиц — легкую переключаемость с одного корма на другой. Нельзя не согласиться с Питерсоном (1973), который пишет, что благодаря этой особенности, вероятно, ни одна птица ни разу не уничтожила полностью источник своего корма — ведь тем самым она обрекла бы на гибель и себя. Обычно, когда один вид корма оскудевает, птица подыскивает в пределах своего рациона другой. Она собирает излишки, редко нанося существенный ущерб основному «капиталу». Однако в значительном объеме поедаемых кормов преобладают лишь немногие. Поэтому большинство птиц занимает промежуточное положение между стенофагией и всеядностью и имеет хорошо выраженную специализацию в характере питания.

Характер питания и его изменчивость.

По характеру питания птиц условно подразделяют на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием (птиц, употребляющих как растительный, так и животный корм). Среди наших птиц по числу видов наиболее многочисленна последняя группа, что связано с сезонными изменениями кормовой базы. Появление осенью новых кормов (ягод, семян), сокращение в зимний период животной пищи вынуждает значительное число птиц переключаться полностью или частично с животных кормов на растительные, а весной — наоборот.

Внутри указанных групп выделяют экологические подгруппы, отражающие у птиц хорошо выраженную более узкую кормовую специализацию. Так, в группе растительноядных птиц можно назвать зерноядных, плодоядных, в группе животноядных — насекомоядных, миофагов (питающихся мышевидными грызунами), ихтиофагов (питающихся рыбой).

Соотношение животных и растительных кормов у птиц со смешанным питанием колеблется в весьма больших пределах. Отмеченная узкая пищевая специализация у большинства птиц не абсолютна. Например, зерноядные и плодоядные птицы в летнее время не только сами питаются насекомыми, но выкармливают ими и птенцов. Многие насекомоядные птицы зимой переключаются на растительные корма, миофаги — на птиц и т. д. Тем не менее она хорошо отражает преобладание поедаемых птицами кормов.

По разнообразию поедаемых кормов птиц делят на стенофагов (птиц с узким набором кормов) и полифагов или всеядных (птиц с широким набором кормов). Однако всеядных птиц, в сущности, немного: для каждой естественной группы характерна определенная специализация в выборе кормов и в способах их добывания. Эта специализация характерна для каждого вида и даже для отдельных группировок внутри вида, приспособившихся к определенному виду питания.

От характера питания в значительной мере зависит географическое распространение птиц. Всеядные птицы, как правило, имеют весьма обширные ареалы. Например, семейство врановых, большинство видов которого всеядны, заселило почти весь земной шар. Ворон расселился почти по всему северному полушарию. И наоборот, стенофаги (виды птиц с узким набором кормов) имеют ограниченные ареалы. Так, кедровка, питаясь значительную часть года семенами кедра, обитает только там, где это растение встречается. Клест-еловик питается в основном семенами ели, с распространением которой тесно связан. Грифовый орлан питается в основном плодами одного из видов пальм и обитает лишь там, где эта пальма в Африке встречается. Замечательный пример монофагии представляет живущий во Флориде коршун-слизнеед, питающийся только улитками одного вида. Распространенный в Южной Америке гуахаро — единственный в отряде козодоев «вегетарианец». В отличие от своих сородичей, питающихся животной пищей, в основном насекомыми, гуахаро кормится плодами деревьев. Проводя день в глубоких горных пещерах, с наступлением темноты он начинает летать над тропическим лесом и срывать плоды преимущественно с пальм и лавровых деревьев. Находить корм ему помогает помимо острого зрения хорошо развитое обоняние (поедаемые плоды, как правило, обладают сильным пахом). Особенно связаны с распространением определенных видов растений те птицы, в питании которых большую роль играет нектар цветов (попугаи-лори, колибри и др.).

Широкая пищевая специализация у птиц не вызывает сомнений. В то же время в ряде отношений вопрос этот изучен недостаточно, в частности в отношении специфических особенностей химического состава кормов. Между тем именно некоторые определенные вещества, поглощаемые птицами регулярно или периодически, имеют чрезвычайно важное значение для их организма. Так, для некоторых тетеревиных необходимым условием для нормального существования является заглатывание хвои, служащей, по-видимому, средством для очищения кишечника от глистов. Для нормального развития молодых хищных птиц (сокола, ястреба и др.) необходимо введение в пищевой рацион костей, которые растворяются в их желудке. Отсутствие костей даже при обильном мясном кормлении вызывает у молодых хищных птиц рахит и нарушение нормального развития оперения. Это показывает, что при довольно разнообразной пище некоторые из ее составных частей могут иметь решающее значение.

Независимо от того, поедает ли птица разнообразные или однотипные корма, состав ее пищи обычно изменяется в зависимости от времени года. Сезонные изменения среды вызывают перемену кормовых условий, а следовательно, и пищевого режима. Сезонная смена кормов резко выражена у птиц северных и умеренных широт. Очень часто от смены кормов зависит изменение хозяйственного значения того или иного вида птиц. Так, например, скворцы летом кормятся преимущественно насекомыми, осенью и зимой — плодами и ягодами, являясь в это время вредителями в Средней Азии и особенно в Северной Африке. Способность переходить зимой на питание новыми, доступными в это время года кормами является важным биологическим приспособлением, позволяющим жить оседло или ограничиваться кочевками.

Особый тип сезонных изменений в составе пищи обнаружен у птиц, кормящих своих птенцов кормом, отличным от того, которым они питаются сами. Так, некоторые, преимущественно растительноядные, птицы (например, рябчик, зяблик, коноплянка и др.) кормят своих птенцов только насекомыми. Однако голуби, которые также растительноядны, кормят своих птенцов семенами, дополняя эту пищу особым секретом, так называемым «голубиным молоком», образующимся в стенке зоба. Оно богато белками и его образование стимулируется гормоном пролактином. Иногда птицы для кормления своих птенцов (большая синица и пестрый зимородок) подбирают более мелкие жертвы. Кроме того, зимородок выбирает для птенцов молодь лосося и кумжи, тогда как сам питается трехиглой колюшкой.

У некоторых видов наблюдаются значительные изменения пищи в разные годы. Так, ушастая сова в нормальные годы обычно питается преимущественно полевками, но, когда полевок мало, поедает в значительном количестве других животных, в том числе и воробьиных птиц. Это наблюдается как летом, так и зимой.

Существует также географическая изменчивость состава пищи. Естественно, что птица, питающаяся в одной области определенным пищевым субстратом, может переключаться на другой в тех местах, где он отсутствует. Так, в Финляндии большой пестрый дятел зимой кормится в основном семенами хвойных деревьев, в то время как в Англии он питается преимущественно насекомыми со стволов широколиственных деревьев. Кедровка в Сибири и Швейцарии питается главным образом семенами кедра и ели, а в районе Балтики в основном живет за счет семян лещины. Сокол-кречет на Арктическом побережье поедает преимущественно морских птиц, а в северных лесах — куропаток.

Несмотря на возможную смену кормов, птицы весьма специализированы в отношении состава пищи. Так, желтоголовый королек поедает представителей всех основных групп насекомых, встречающихся в местах обитания этих птиц, но отдает предпочтение жукам, комарам и личинкам пилильщиков и по возможности избегает сеноедов, муравьев и некоторых других. В рационе питания синицы-гаички наибольший процент составляют личинки пилильщиков, гусеницы бабочек и тли, хотя распространенность их в природе по сравнению с другими видами насекомых наименьшая.

Пищевые предпочтения детально изучались на синицах, кормящих своих птенцов гусеницами и личинками пилильщиков в сосновых лесах Голландии. Синицы выбирают жертву в соответствии со своими размерами, за исключением тех случаев, когда они носят корм только что вылупившимся птенцам. Причем в пище птиц одни формы насекомых составляют больший процент, чем другие. Кроме того, разные особи предпочитают разные виды: одни, например, специализируются на бабочках мелких, другие поедают более крупные экземпляры.

Пищевая специализация у отдельных особей и популяций внутри вида — явление распространенное. И есть все основания полагать, что такая специализация приобретается по наследству. Например, потомство соколов, родители которых специализировались на питании голубями, также кормится главным образом голубями и меньше обращает внимание на другие виды птиц; птенцы соколов-утятников также становятся «утятниками». Есть соколиные семьи, из поколения в поколение специализирующиеся в охоте на чаек, и т. д. Подобная пищевая специализация отдельных семей имеет место и у других видов, в частности у воробьиных.

К питанию определенными кормами птицы приучаются с самого раннего возраста, точно так же перенимаются птенцами у родителей и способы их добывания. Молодые птицы питаются той же пищей и добывают ее теми же способами, что и их родители. Это обстоятельство открывает перспективу для направленного воздействия на птиц в части выбора ими того или иного корма. Выращивание птиц, «приученных» к поеданию наиболее опасных или сильно размножившихся вредителей, может быть перспективным в деле борьбы с ними в сельском и лесном хозяйствах.

Источник:http://www.ecosystema.ru