Млекопитающие.Класс: Mammalia = Млекопитающие. Энциклопедия.

Класс: Mammalia = Млекопитающие

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

Читать дополнительно: Жизнь млекопитающих* Эволюция млекопитающих * Систематика класса Mammalia = Млекопитающие

Внешний вид. Млекопитающие, или звери, один из высших классов животного мира. У них совершенная нервная система, постоянная температура тела. Живорождение, забота о потомстве, а главное вскармливание детенышей молоком, отличают их от остальных классов животных. Благодаря высокоорганизованной нервной системе и наличию шерстяного покрова они хорошо приспосабливаются к условиям окружающей среды в самых различных природных зонах.

На территории бывшего СССР обитает более 300 видов млекопитающих, от- носящихся к девяти отрядам. Необходимо учитывать, что различия между видами не всегда достаточно четкие, а окраска, размеры, характер волосяного покрова млекопитающих одного вида могут существенно меняться в зависимости от места обитания, времени года, возраста и пола. В связи с этим различают географическую, сезонную, возрастную изменчивость и половой диморфизм.

Географическая изменчивость характерна для многих широко распространенных видов и проявляется в окраске и размерах животного. Как правило, особи, обитающие на севере, крупнее представителей того же вида, живущих южнее. Однако наряду с правилом встречаются и исключения. Например, среднеазиатские ласки гораздо крупнее северных. Изменчивость окраски менее определена, но обычно в сухих и жарких местах наблюдается посветление ее. То же самое характерно для тундры. Фото

Изменение окраски и характера волосяного покрова в результате линьки называется сезонной изменчивостью, которая широко распространена у наземных млекопитающих. У одних наблюдается посветление меха зимой и осенью, иногда до чисто белого, как у зайца-беляка, горностая, ласки, копытного лемминга. У многих пушных зверей, наоборот, появляется более яркая и контрастная окраска. Волосяной покров животных зимой всегда длиннее и пышнее, хорошо развита подпушь.

Встречаются также особые отклонения в окраске, выражающиеся в появлении черных или желтых пятен (частичный альбинизм, меланизм и хромизм). Реже в природе встречаются абсолютно белые, черные или желтые особи. Полные альбиносы обычно отторгаются нормально окрашенными особями того же вида и долго не могут существовать в естественных условиях. Наиболее широко распространено явление альбинизма и меланизма среди хомяков, кротов и землероек.

Волосяной покров характерен почти для всех зверей, кроме китообразных, ящеров и броненосцев. На ранних стадиях эмбрионального развития млекопитающих волосы в первоначальном виде напоминают зачатки чешуи, что дает основание рассматривать их как результат эволюционного преобразования чешуйчатого покрова пресмыкающихся - предков млекопитающих. У некоторых зверей волосы частично видоизменились в жесткую щетину (кабаны), образовали пучки твердых волос - вибриссы (на морде у кошек) или превратились в иглы, как, например, у дикобраза и ежа. Все преобразования волосяного покрова связаны с приспособлением тех или иных видов к выполнению определенных биологических функций.

Мех у зверей разных видов различен. У одних, например, кротов, некоторых землероек - только короткий, с густым подшерстком, у других - многих хищников - кроме густого подшерстка хорошо развиты и многочисленные остевые волосы, у третьих - волосяной покров почти или полностью состоит из остевых (кабаны, тюлени, олени). У некоторых млекопитающих остевые волосы местами бывают очень длинными и образуют гривы, хвосты и т. д.

Волосяной покров, соприкасаясь с ветвями и стволами деревьев, травой, грунтом при перемещении в норах и другими объектами окружающей среды, быстро изнашивается. Во время сезонной линьки заменяется новым. То, как внешняя среда влияет на сроки линьки и характер сезонного диморфизма млекопитающих, показывает практика их акклиматизации. Зайцы-беляки, расселенные на Фарерских островах в середине прошлого века, теперь рыжевато-бурые и сохраняют эту окраску в течение всего года.

Кроме сезонной смены меха существует возрастная линька, при которой ювенальный наряд молодых животных сменяется дефинитивным взрослых.

Читать дальше: Млекопитающие