ЭКОЛОГИЯ: проблемы животного мира

Читать дополнительно: Экология и ее предмет

Слово "экология" происходит от двух греческих слов: oikos, что означает дом, родина, и logos - понятие, учение. В буквальном смысле экология это "наука о местообитании". Под экологией, писал Геккель, мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин называет условиями, порождающими борьбу за существование.

Экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой.

Классическая экология изучает биологические системы, т. е. занимается исследованием ограниченного мира на уровне отдельных особей (организмов), популяций, видов, биоценоза, биогеоценозов (экосистем) и биосферы. В связи с этим выделяют:

Аутэкологию (экологию особей); Демэкологию (экологию популяций); Синэкологию (экологию сообществ).

Аутэкология (от греч. autos - сам) устанавливает пределы существования особей (организма) в окружающей среде, изучает реакции организмов на воздействие факторов среды, их приспособленность к условиям среды обитания. Термин «аутэкология» был введён швейцарским ботаником К. Шретером в 1896 г. именно для обозначения экологии особей. Аутэкология в качестве живой системы рассматривает отдельный живой организм (животное, растение или микроорганизм), а также среду (всё, что этот организм окружает).

Демэкология (от греч. demos - народ) изучает естественные группы особей одного вида ? популяции, элементарные надорганизменные системы. Её важнейшей задачей является изучение условий формирований популяций, внутрипопуляционных взаимоотношений, динамики численности популяций.

Синэкология (от греч. syn - вместе), или экология сообществ, изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, и взаимодействие их с окружающей средой. Термин «синэкология» предложил К. Шретер в 1902 г.

В настоящее время в экологической науке наибольшее развитие получили следующие направления:

- классическая (общая) экология - изучает взаимодействие биологических систем с окружающей средой;

- глобальная экология - раскрывает единство и целостность биосферы как глобальной экосистемы, её антропогенные изменения;

- социальная экология - рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе "общество - окружающая среда";

- геоэкология - изучает антропогенные изменения природной среды;

- экология человека - изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья;

- прикладная экология - изучает взаимосвязи агроэкосистем, экосистем города, техносферы с окружающей средой;

- экологический мониторинг - это система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды.