Значение терминов «миграция» и «расселение»

Миграционное поведение животных

Значение терминов «миграция» и «расселение» — Резких различий между миграцией и расселением не существует.

В природе все живые существа находятся там, где мы их встречаем, оттого, что они туда откуда-то переместились. Это относится даже к существам самым, казалось бы, что ни на есть сидячим, таким, как устрицы и секвойи. Перемещения организмов весьма разнообразны: от пассивного переноса, которому подвергаются семена ряда растении, до активных передвижении многих подвижных животных и их личинок. Столь же разнообразны и результаты всех этих перемещений: в одних случаях особи сбиваются в группы, в других — беспрестанно перераспределяются и перетасовываются, а в третьих-—расселяются, тем самым разреживая скопления.

Термины «миграция» и «расселение» используются для обозначения вполне определенных разновидностей перемещения организмов. Миграция чаще всего понимается как массовое направленное перемещение множества особей данного вида из одного места в другое. Следовательно, термин этот употребим как по отношению к «классическим» миграциям (передвижениям полчищ саранчи, межконтинентальным перелетам птиц, трансатлантическим плаваниям угрей), так и по отношению к переселениям не столь грандиозным, подобным, например, перемещениям прибрежных животных вслед за приливами и отливами.

Под расселением же чаще всего подразумевают удаление одних особей от других (например, от родителей, братьев или сестер); расселение бывает связано как с активным перемещением (ходьбой и бегом, плаванием, полетом), так и с пассивным переносом течением или ветром. Расселением, стало быть, следует именовать несколько видов перемещений: а) удаление семян растений или личинок морских звезд друг от друга и от своих родителей; б) перебегание полевок с одного участка луга или пастбища на другой (при этом на старом месте остаются «оседлые» особи, а убыль возмещается за счет перебегания других полевок в противоположном направлении); в) разлет связанных с сушей птиц по островам архипелага в войсках подходящего местообитания (или распространение тлей по смешанному древостою и разнотравью в поисках подходящего растения).

В таком смысле оба этих термина («миграция» и «расселение») можно употреблять лишь по отношению к группе организмов, хотя на самом-то деле передвигаются отдельные особи (миграция — это массовое передвижение, а отдельная особь может «расселиться» лишь в том случае, если она в буквальном смысле разорвется на части; впрочем, именно так и бывает с генетами: они разрываются, а уж отдельные их части затем расселяются. Многие расселяющиеся организмы (особенно семена растений и личинки многих морских животных) попросту выбрасываются как попало в окружающую среду, а уж там, где им доведется осесть, они и должны постоять за себя в полную меру своих сил (правда, в некоторых случаях такие расселяющиеся организмы, возможно, обладают какими-то эволюциояно сложившимися особенностями, влияющими на пространственный размах и на направление расселения таким образом, что вероятность отыскания подходящего местообитания несколько повышается). При этом расселяющиеся организмы точно так же, как и мигранты, могут перемещаться по направлению к тому местообитанию, где будет возможно их дальнейшее существование, или пребывать в движении до тех пор, пока не найдут такое место.

Следовательно, на уровне отдельной особи отчетливых различии между миграцией и расселением не существует. И все-таки результаты этих процессов различны, причем различия эти достаточно велики для того, чтобы по ходу настоящей главы поговорить сначала о миграциях, а уж затем о расселении.

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х т. Т. 1.: Пер. с англ.—М.: Мир, 1989.—667 с.