Класс: Reptilia = Пресмыкающиеся. Рептилии, пресмыкающиеся, характеристика класса, ящерицы, змеи, ужи, крокодилы, черепахи, анаконда, гекконы, агамы: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Класс: Reptilia = Пресмыкающиеся

Кобра Naja naja

Класс: Reptilia = Пресмыкающиеся

Систематика: Класс: Reptilia = Пресмыкающиеся
Читать : * Содержание крокодила и других рептилий в доме
* Любопытные факты из жизни рептилий * Рептилии: особенности строения прыткой ящерицы

Представители класса Reptilia = Пресмыкающиеся первыми из позвоночных животных смогли полностью порвать связь с водной средой и перешли к наземному обитанию, прекрасно приспособившись к жизни на суше. Такой переход стал возможным благодаря тому, что у них выработался ряд новых прогрессивных приспособлений, которые обеспечивали рептилиям выигрыш в борьбе за существование. Прежде всего, их кожа суха и, практически, лишена всяких желез, а для предохранения тела от высыхания она покрылась плотными роговыми щитками и чешуйками.

Одновременно с этим у пресмыкающихся произошло усложнение и дифференцировка скелета головы и конечностей. Основу позвоночника составляет большое количество позвонков процельного типа, т.е. вогнутых спереди и выпуклых сзади, хотя реже, у низших рептилий встречаются и двояковогнутые амфицельные позвонки. Они функционально и морфологически подразделяются на следующие отделы, следующие последовательно от черепа: шейный, грудной, туловищно - поясничный, крестцовый и хвостовой. У рептилий на позвонках хорошо выражены суставные и поперечные отростки, имеются также ребра. Благодаря увеличению подвижности этих животных, у них значительной степени достигает развитие плечевого и тазового пояса конечностей, при этом в плечевом поясе появляется надгрудинник - своеобразная покровная кость..

Фото рептилии

Для скелета головы характерно окостенение первичного хрящевого черепа, который сочленяется с позвоночником непарным мыщелком. Для головы рептилий присуще и развитие большого количества кожных костей.

Хорошо развита у представителей класса рептилий центральная нервная система: увеличен передний мозг, мозжечок, теменной орган и эпифиз, что в сумме обеспечивает возможность осуществления более сложного поведения.

Характерны и прогрессивные изменения кровеносной системы. Так, сердце рептилий состоит из двух предсердий и одного только частично разделенного желудочка и только у крокодилов перегородка в желудочке полная. Это, вместе с характерными особенностями строения сердечных сосудов и клапанов, обеспечивает чистой артериальной кровью весь передний отдел тела. У рептилий также имеется две дуги аорты и легочная артерия. Органом дыхания являются легкие, которые благодаря изменению объема грудной клетки, работают по всасывательному типу.

В слуховом аппарате присутствует стремечко - единственная слуховая косточка, которая связана с овальным окном. Более совершенное строение по сравнению с амфибиями, имеют органы зрения и обоняния, также отличающиеся большей сложностью.

Размножение рептилий происходит на суше, причем оно прямое, т.е. без свободной личиночной стадии, нуждающейся для своего развития в воде. Самки откладывают богатые желтком крупные яйца, покрытые волокнистыми скорлуповыми и особыми зародышевыми оболочками. Именно они предохраняют развивающийся эмбрион, как от потери воды, так и механических повреждений, и обеспечивают питание и газообмен. Благодаря этому, характерная для рыб, земноводных и других низших позвоночных стадия личинки, у пресмыкающихся отсутствует.

Для зародыша рептилий создается водная среда внутри яйца, поэтому он меньше зависит от окружающих условий, что обеспечивает широкое распространение и разнообразие современных пресмыкающихся. Следует отметить, что в настоящее время они составляют лишь разрозненные остатки некогда могучего и богатейшего мира рептилий, достигавшего наибольшего расцвета в мезозойскую эру.

Тем не менее, несмотря на общий прогресс, пресмыкающиеся сохраняют и ряд примитивных черт в своей организации. Это и смешанная кровь в артериях туловищного отдела, и низкий уровень обмена веществ, и непостоянную температуру тела и др., что, в конечном счете, делает жизнедеятельность рептилий всецело зависимой от окружающей температуры. Поэтому пресмыкающиеся наиболее активны только теплую и сухую погоду, а в холод и ненастье становятся вялыми и малоподвижными. В это время они редко покидают свои убежища, а при близких к нулю температурах, рептилии теряют подвижность и впадают в оцепенение. Это и является основной причиной малочисленности рептилий в таежной зоне и тем более еще севернее, куда доходят представители только одного отряда и двух подотрядов: ящериц и змей.