МИР беспозвоночных

Коралловый риф

МИР беспозвоночных животных

К беспозвоночным животным принадлежат разнообразнейшие свободноживущие простейшие и губки, медузы и кораллы. К ним же оттносятся удивительные по красоте окраски и форме раковин моллюски. Беспозвоночными являются крабы и раки, морские звезды и ежи. Многочисленны и разнообразны опасные для человека и других живых организмов паразитические животные.

Определить одним словом беспозвоночных животных - все многообразие этих необычных существ просто невозможно. Да и описать все то разнообразие форм жизни, объедененных одним названием - беспозвоночные, практически невозможно!

И хотя беспозвоночные сегодня - самая многочисленная группа животных, насчитывающая многие сотни тысяч видов, каждый год описывают все новые и новые десятки и сотни виды. Только в России известная фауна беспозвоночных составляет более 130 тыс. видов, что составляет примерно около 10% мирового разнообразия. А роль беспозвоночных животных в природных экосистемах колосальна!

Так, дождевые черви, играют большую роль в  почвообразующих процессах, многочисленные насекомые - в эксплуатации биоресурсов: опылении растений, биологической защите сельскохозяйственных культур. И в то же время, многие хвое- и листогрызущие вредители, как и стволовые, наносят большой вред растениям, и с ними ведется постоянная и непримеримая борьба.

Рак

В настоящее время многим видам животных грозит гибель, но полное исчезновение пока не грозит большинству видов беспозвоночных. В последние годы, стали резко ухудшаться местообитания многих животных в результате уничтожения, трансформация и разобщение природных сообществ. Пока в Красную книгу России внесено всего 34 вида насекомых, охрана которых осуществляется законодательно. С целью охраны ряда видов насекомых и других беспозвоночных введен запрет на сбор редких и исчезающих видов, а также начато создания микрозаказников и микрозаповедников с целью частичной охраны их мест обитания. Кроме того, в некоторых регионах России проводятся работы по разведению и интродукции некоторых видов полезных беспозвоночных, в том числе, используемых в сельском хозяйстве для биологической защиты растений.

Предпринимаются попытки по налаживанию контроля за торговлей беспозвоночными животными, которые представляющие коммерческий интерес. Сюда относятся виды различного назначения. Это и зрелищные виды, идущие для любительских коллекций; и кормовые виды, которых используются в качестве корма в аквариумном рыбоводстве; и виды, имеющие медицинское и фармакологическое значение (медицинские пиявки, ядовитые пауки, скорпионы и др. членистоногие).