Болезни домашних питомцев

Инфекционные или заразные болезни

Перейти в оглавление раздела: Инфекционные болезни собак, кошек и других животных и их лечение...

Следует помнить, что различные виды животных, такие как собаки, кошки, попугаи, рыбки и все другие виды, подвержены заболеванию инфекционными болезнями, которые вызываются разнообразными вирусами, микроорганизмами и другими патогенами. В большинстве случаев возбудители таких болезней передаются от одного животного к другому, по этой причине в практике их нередко еще и называют заразными болезнями.

Необходимо отметить, что разные животные обладают различной устойчивостью к патогенам. Известно, что в частности хищники (в частности собаки и кошки) более устойчивы и невосприимчевы ко многим патогенам, чем другие виды животных. Это обусловлено их биологическими особенностями, выработанными в процессе эволюции в связи с характером питания и обитания. Однако содержание животных в неволе, особенно при нарушении зоогигиенических требований, способствует снижению естественной устойчивости их организма к инфекционным болезням. Наиболее неблагоприятно действуют на животных такие факторы, как простуда, перегревание, переутомление, кормление недоброкачественным кормом и т. п.

Инфекционная болезнь - это результатом внедрения в живой организм болезнетворного (патогенного) вируса или микроорганизма с последующим его размножение в организме. Процесс размножения патогена в организме вызывают нарушения функционирования не только определенных клеток, но и тканей и целых органов. Это нередко ведет к их морфологическим повреждениям, что уже приводит к клиническому проявлению заболевания. Одновременно с началом деятельности инфекционных патогенов в организме начинается мобилизация и усиление деятельности защитных механизмов против возбудителя. Эта деятельность защитных сил направлена на ограничение его распространения и локализацию в организме, обезвреживание производимых токсических продуктов, а также на уничтожение или удаление из организма патогенных микроорганизмов. Успешное завершение этого процесса в конечном счете ведет к выздоровлению больного животного. Однако, если же защитных сил организма недостаточно для успешного завершения борьбы с возбудителем заболевания, то оно усиливается, а организм соответственно все больше ослабевает и, вследствие нарушения жизненно важных функций, в конечном счете - погибает. Надо знать, что даже выздоровевшее после инфекционной болезни животное не всегда сразу и полностью освобождается от возбудителя, и тогда она в течение какого-то времени еще остается микробоносителем, и в этот период представляет опасность для других восприимчивых животных.

В целом, для инфекционных болезней характерно наличие скрытого, или инкубационного, периода, который может длится несколько дней, но иногда он может быть и меньше суток или наоборот, растягивается на десятки дней или даже несколько месяцев. Скрытый или инкубационный период тянется от момента попадания возбудителя в организм животного до появления первых клинических признаков заболевания. Часто бывает и так, что несмотря на попадание патогенного микроорганизма на кожу, слизистые оболочки и даже внутрь организма, клинические видимые признаки заболевания не развиваются. В таком случае животное или остается полностью здоровым, или у него возникает скрытая, латентная инфекция, о наличии которой можно судить только на основании специальных исследований.

Особую группу заразных болезней, возбудителями которых являются другие животные организмы, в частности гельминты (черви), паукообразные или насекомые (членистоногие), называются инвазионными, или паразитарными болезнями.

Все животные (как и человек) заражаются этими болезнями либо алиментарным путем, когда паразиты пассивно попадают в рот вместе с кормом или водой; или контактно - при соприкосновении здорового животного с больным, а также через предметы ухода за больными; или через кровососущих членистоногих (например, клещей). Может произойти и внутриутробное заражение, когда развивающийся плод заражается непосредственно в матке самки в период беременности животного.

Ту группу болезней диких животных, возбудители которых бывают патогенными как для домашних животных, так и для человека, называют природно-очаговыми инфекциями (см. раздел Природно-очаговые инфекции).

Читать дальше: Незаразные болезни животных