Характеристика класса: ПТИЦЫ

Характеристика класса ПТИЦЫ

WhatBird - Электронный атлас-определитель птиц с авторскими фотографиями

Представители класса Птицы, одного из основных классов позвоночных животных, имеют покрытое перьями тело, а их передние конечности видоизменены и превращены в крылья - органы полета. Птицы - летающие животные, а представители тех видов что не летают, также имеют крылья, хотя и недоразвитые, но такие виды являются редким исключением из общего правила. Ноги - задние конечности птиц служат им для передвижения по твердому субстрату и удержания на нем. Поэтому, птицы фвляются двуногими животными, что также отличает их от большинства других наземных позвоночных. Для птиц характерен весьма энергичный обмен веществ, они имеют постоянную и довольно высокую температуру тела, их артериальная кровь отделена от венозной, а сердце четырехкамерное. У птиц хорошо развит головной мозг и особенно большие полушария, а также такие органы чувств как зрение и слух.

Таким образом, наиболее характерными биологическими чертами птиц являются: передвижение их по воздуху путем полета и наличие интенсивного обмена веществ, обуславливающего интенсивный ход жизненных процессов. Именно эти основные черты представителей класса птиц коренным образом отличают их от других позвоночных и определяют их биологию. И несмотря на общность эволюционного происхождения таких групп как пресмыкающиеся и птицы, между этими группами животных имеются громадные биологические различия.

Птицы очень подвижны и способны преодолевать огромные пространства. По этому показателю птицы среди наземных позвоночных  занимают первое место. Их большая подвижность напрямую связана с активной работой их мускулатуры, на что тратится большое количество энергии, что соответственно требует быстрой и интенсивной ее компенсации. У птиц весьма интенсивное использование кислорда для питание организма, хотя легкие у них относительно невелики и малорастяжимы, что компенсируется действием системы их воздушных мешков. Благодаря чему активная часть дыхания и усвоения кислорода у птиц происходит не только при вдыхании, но и при выдыхании, что отличает их от других позвоночных. А работа их сердца весьма энергична, к тому же артериальная кровь полностью отделена от венозной.

Птицы, в связи с интенсивным энергообменом, вынуждены потреблять и большое количество пищи, а процесс усвоения питательных веществ идет в пищеварительных органах быстро и очень полно. Этому благоприятствует наличие у птиц постоянной и сравнительно высокой температуры тела, которая у птиц выше, чем у млекопитающих. Она чаще всего близка к 42° С, хотя у немногих видов может опускаться ниже 39° С, вместе с тем, она нередко достигает даже 45,5° С. Сохранению высокой и постоянной температуры тела способствует хорошее развитие теплоизолирующего перьевого покрова.

Читать дальше: Класс Aves = Птицы