Отряд: Galliformes = Куриные, курообразные

Отряд: Galliformes = Куриные, курообразные. Куриные птицы

Отряд: Galliformes = Куриные, курообразные

В обиходе этих птиц обычно называют просто куриными. Наземные и наземно-древесные птицы характерного облика курицы, куропатки, фазана, индейки. Размеры различны, масса колеблется от 20–50 г (мелкие перепела) до 10 кг (индейки). Телосложение плотное, голова небольшая, с коротким, выпуклым «куриным» клювом. Ноги сильные, с тупыми когтями, у самцов нередко развиты шпоры. Крылья широкие, тупые, короткие, пригодные для внезапного стремительного взлёта, но не для долгого полёта. Куриные питаются преимущественно растительным кормом, имеют хорошо развитые зоб и желудок. Окраска очень разнообразна, у видов, для которых свойственна полигамия и сложное токовое поведение, самцы гораздо ярче и крупнее самок, имеющих покровительственный наряд. У многих фазановых и тетеревиных развиты украшающие перья и кожные выросты. Гнездятся, как правило, на земле, в кладке может быть до 27 яиц, птенцы выводкового типа, обсохнув, покидают гнездо, начинают перепархивать ещё в пуховом наряде. Самцы редко принимают участие в заботе о потомстве. Сорные куры сами не насиживают кладку, а строят «инкубаторы», где яйца насиживаются за счёт гниения растительности или вулканического тепла. Большинство видов ведёт оседлый образ жизни. Куриные распространены всесветно, наиболее разнообразны в тропиках, тетеревиные приспособились к жизни в высоких широтах. В отряде насчитывают до 7 семейств и примерно 280 видов, многие относится к традиционным объектам охоты, некоторые виды одомашнены. Этот отряд — древняя группа, сохранившая ряд архаичных признаков; предполагают, что курообразные с гусеобразными отделились от основного эволюционного «ствола» птиц сразу после страусообразных с тинаму.

Отряд большой и древний. Крылья у куриных птиц короткие, широкие, «облегчающие быстрый вертикальный подъем». Машут ими часто, временами планируют (павлины не планируют). По земле бегают быстро. Ноги сильные, у самцов многих видов со шпорами. У тетеревиных по краям пальцев роговые бахромки: помогают крепче обхватывать обледенелый сук и ходить по рыхлому снегу не проваливаясь.

Большой зоб, лишь у некоторых гокко его нет; копчиковая железа у всех, кроме аргуса, и слепые выросты кишечника. Тип развития выводковый. Самцы у многих крупнее самок и ярче окрашены. В большинстве по-лигамы. Но и моногамы вопреки прежним представлениям, как оказалось, совсем не редки: африканские павлины, рябчики, серые, белые, лесные куропатки, улары, кек-лики, турачи, вилохвостые дикие куры, хохлатые цесарки, трагопаны, воротничковые рябчики, карликовые, жемчужные, виргинские и все прочие зубчатоклювые перепела, гоацины, многие гокко и, по-видимому, золотые фазаны. Самцы, даже у моногамов, обычно не насиживают и не заботятся о птенцах. Заботятся — у цесарок, турачей, африканских павлинов, белых куропаток, уларов, у жемчужных и зубчатоклювых перепелов, у многих гокко, воротничковых и, по-видимому, обычных рябчиков. Самцы насиживают (по очереди с самкой) у гоацинов, альпийских кекликов, иногда виргинских перепелов и серых куропаток (есть такие данные). Некоторые виды гокко годами живут, по-видимому, в единобрачии.

Гнезда на земле — небольшая ямка, выложенная сухой травой и листьями, позднее — перьями. У павлинов иногда — в развилке толстых сучьев, на зданиях, даже в брошенных гнездах хищных птиц. У жемчужных аргусов — часто на пнях. У африканских павлинов — всегда над землей: на сломанных стволах, в развилке больших сучьев. Только у гоацинов, трагопанов и, как правило, у гокко гнезда всегда на деревьях.

В кладке от 2 до 26 яиц (у большинства), в среднем — 10. Развитие быстрое. Насиживание — 12—30 дней.

Обсохнув, обычно в первый же день птенцы уходят за матерью из гнезда. Рулевые и маховые перья вырастают у них рано, и поэтому уже однодневные (сорные куры), двухдневные (фазаны, гокко, трагопаны), четырехдневные (рябчики, африканские павлины) и чуть позже многие другие могут перепархивать. Птенцы африканских павлинов, виргинских перепелов неплохо летают на шестой день после рождения. Диких кур, индюков, фазанов и др. — на девятый-двенадцатый.

Половозрелостъ у мелких видов (карликовых перепелов) — через 5—8 месяцев после рождения. У большинства — на другой год, у крупных (гокко, павлины, индюки, аргусы) — через 2—3 года.

Истинно перелетных птиц среди куриных мало — 4 вида, все перепела. Кочующие, частично перелетные, из северных областей, — серые куропатки, виргинские перепела, дикие индюки.

Во время линьки способность летать не теряют. Тетеревиные, линяя, сбрасывают роговые покровы когтей, клюва, бахромки пальцев.

250—263 вида в странах всего света, кроме Антарктиды, ближайшей к ней части Южной Америки и Новой Зеландии. Расселены по разным странам: только в Новой Зеландии акклиматизировано 9 видов куриных птиц из других частей света. В Европе разводят более 22 иноземных видов этого отряда, многих на воле. Самые мелкие из куриных весят 45 граммов (карликовые перепела), самые крупные — 5—6 килограммов (глазчатые индейки, павлины, глухари) и даже 10—12 (дикие индюки, аргусы). В неволе жили виргинские и карликовые перепела до 9—10 лет, трагопаны — до 14, африканские павлины, золотые фазаны, глухари — до 15—20, азиатские павлины и аргусы — до 30 лет.

Пять семейств.

Гоацины. 1 вид — Южная Америка.

Сорные куры, или большеноги. 12 видов в Австралии, Полинезии и Индонезии.

Древесные куры, или гокко. 36—47 видов в Центральной и Южной Америке.

Фазановые — фазаны, павлины, индюки, цесарки, куры, серые куропатки, перепела, улары, кеклики. 174 вида почти во всех странах мира.

Тетеревиные — тетерева, рябчики, глухари, белые и тундряные куропатки. 18 видов в северных областях Европы, Азии и Америки.

В СССР — 20 видов этого отряда (8 — тетеревиных, 12 — фазановых).