Отряд: Apterygiformes = Киви, кивиобразные

• Вид: Apteryx mantelli Bartlett, 1852 = ... киви
  • Вид: Apteryx owenii Gould, 1847 = Малый (оуэнов) киви

Киви: «Почетное млекопитающее» мира пернатых

Читать : Киви и моа; Отряд: Apterygiformes = Киви, кивиобразные

Таким странным титулом зачастую величают забавную птицу киви, обитающую в Новой Зеландии. Маори почитали киви как воплощение божества, которое когда-то кормило и защищало людей – своих младших братьев. Сейчас эта птица считается национальным символом Новой Зеландии, а само слово «киви» используется в разговорной речи как прозвище жителя этой страны, что в достаточной степени говорит о любви новозеландцев к этому созданию.

Есть три вида киви, составляющих отдельный отряд бескрылых птиц: это обыкновенный киви (Apteryx australis), населяющий оба острова Новой Зеландии, полосатый киви (A. haasti) и пятнистый, или малый, киви (A. owenii).

Долгое время зоологи считали киви ближайшим родственником вымерших нелетающих птиц моа, также обитавших в Новой Зеландии. Однако анализ ДНК показал, что киви гораздо ближе к австралийским казуарам и эму, чем к моа. Хотя объяснить, как не умеющие летать киви могли в свое время попасть в Новую Зеландию из Австралии, весьма нФотоепросто...

Киви – довольно крупные птицы, их масса достигает 3,5 кг, а высота – 50–55 см. Массивное шарообразное туловище покрыто совершенно необыкновенными мягкими волосовидными перьями, по своей структуре напоминающими мех млекопитающих. Крылья у киви практически не развиты, их длина составляет всего 5 см. Не стать добычей хищников этой нелетающей птице помогает длинный (до 18 см) острый клюв и крепкие мускулистые ноги, которые заканчиваются острейшими когтями. Питается киви различными беспозвоночными – червями и насекомыми, – которых достает клювом из-под листового опада, а также ягодами.

Температура тела у киви – 38 °С, что на целых два градуса ниже температуры тела у других птиц. Еще одна особенность киви, также более хаФоторактерная для млекопитающих, чем для птиц, – отлично развитое обоняние. Ноздри киви располагаются на кончике тонкого клюва. Воздух через них поступает в обширные обонятельные полости. Их строение, а также крупные обонятельные доли в мозге птицы, указывают на весьма тонкий нюх. Вокруг клюва у киви растут своеобразные «усы» – вибрисы, которые выполняют функцию осязания. Неплохо развит у киви и слух, что позволяет отлично ориентироваться в ночном лесу. А вот зрение у этих птиц слабое, да и глазки очень маленькие, редуцированные.

Подобно ночным млекопитающим, киви живут в норах, которые роют под корнями деревьев, а на поиски пропитания выходят в ночные часы. В норе обычно проживает пара птиц – самец с самкой. Пары у киви формируются в возрасте 5–6 лет и сохраняются всю жизнь. Одна пара киви может занимать территорию до 40 гектаров. Обнаружить на такой значительной площади нору нелегко, тем более, что птицы эти – отличные конспираторы. Поэтому если новозеландец или турист желает увидеть символ страны, ему лучше посетить «дом киви» – особый питомник, где птицы живут в искусственных условиях, воспроизводящих суточный цикл жизни леса.

Такие питомники имеются во многих областях Новой Зеландии. Первый «дом киви» был организован в местечке Оторханга на севере страны. Сейчас этот питомник, благодаря своей популярности настолько расширился, что превратился в настоящий «город киви».

Но за пределами питомников существование киви отнюдь не безоблачно. Сейчас в Новой Зеландии насчитывается около 70 000 киви, и это очень мало. По оценкам специалистов, до прихода на острова белых поселенцев, там обитало больше 12 млн этих птиц! А малых киви в настоящее время насчитывается всего около 600, и встретить их можно только на острове Капити, расположенном у юго-западного побережья острова Северный. Эти птицы являются потомками нескольких особей, завезенных на Капити в начале XX в. В других местах малого киви вообще не осталось. Естественно, этот вид внесен в Международную Красную книгу.

Причины сокращения численности всех видов киви, этих забавных «пушистых зверьков» – вырубка лесов и очистка их от подлеска (т.е. уничтожение естественных мест обитания киви) и завезенные в страну хищные млекопитающие.

Размножаются же киви очень медленно – за год пара птиц может вырастить всего 1–2 птенцов. Дело в том, что самка киви откладывает непомерно большое яйцо – массой около 450 г, что составляет примерно четверть веса самой птицы. Естественно, после такого труда она отправляется «поправлять здоровье» и отъедаться, а вся забота по высиживанию ложится на самца. Целых 10–12 недель он мужественно исполняет роль наседки, а затем еще неделю покрытый волосовидными перьями птенец сидит в гнезде, а отец охраняет его. Кормить птенца в это время не надо – часть огромного запаса желтка, содержавшегося в яйце, сохраняется у него под кожей и после вылупления. Но в конце концов птенцу приходится выбираться на поверхность и искать еду – и отец еще некоторое время опекает его.

Сейчас Департаментом охраны природы Новой Зеландии принята программа по восстановлению естественных популяций киви. Однако пока попытки выпускать в естественные условия взрослых птиц, выращенных в неволе, успеха не имели. Взрослые киви-старожилы относятся к пришельцам враждебно и не желают делиться с ними территорией. Полные боевого духа самцы заявляют о своих правах, оглашая лес громкими криками «круу-уик, круу-уик…», чем очень пугают новоселов.

Теперь ученые пытаются выпускать на волю не только взрослых птиц, но и птенцов. Если малышей сначала выпустить на небольшие острова, где нет хищников, они могут спокойно привыкнуть к жизни в дикой природе и у них появится шанс выжить и в местах исконного обитания..

Данная статья была опубликована в № 04/2006 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".