Отряд: Macrochires = Длиннокрылые, стрижеобразные

Отряд: Macrochires (Apodiformes) = Длиннокрылые, стрижеобразные

Читать : Какие гнезда строят стрижи? * Эхолокация у стрижей-саланган * Биология и поведение стрижей

Отряд: Macrochires (Apodiformes) = Длиннокрылые, стрижеобразные

Стрижи и колибри образуют этот отряд, так как те и другие летают прекрасно, проводя большую часть жизни в воздухе, но ходить по земле практически не умеют.

Таким образом, отряд длиннокрылые или стрижеобразные включает очень разнородных внешне и экологически представителей — стрижей (2 семейства: Стрижи Apodidae — 82 вида и семейство Древесные, или хохлатые, стрижи Hemiprocnidae — 4 вида, 86 видов) и колибри (1 семейство, 328 видов). Их общие черты строения — удлинённые кисть и первостепенные маховые перья (отсюда второе название — длиннокрылые), мелкие размеры (масса от 1,6 до 200 г), крупная голова, короткая шея. Ноги очень маленькие и слабые, практически непригодные для ходьбы, но приспособленные к подвешиванию, цеплянию, охватыванию веток.

Представителей отряда Macrochires объединяют также необычайно развитые способности к быстрому и маневренному машущему полёту, дневная активность, развитие птенцов по птенцовому типу. Многие стрижи и большинство колибри во время похолоданий или затяжных дождей способны впадать в оцепенение, пережидая неблагоприятный период.

Стрижи — специализированные стайные воздухореи, хватают мелких летающих насекомых широким зевом. Клюв очень короткий, окраска скромная, полового диморфизма нет. Гнездятся колониями в нишах скал, дуплах, зданиях, реже строят маленькие гнёзда на ветвях, пальмовых листьях. Гнездящиеся в пещерах саланганы обладают способностью к эхолокации.

Колибри перешли к преимущественному питанию нектаром и пыльцой, имеют длинный, часто дугообразно изогнутый клюв, позволяющий проникать глубоко в венчики цветов, трубчатый, действующий как поршень язык. Особый тип полёта — «трепещущий» — позволяет колибри надолго зависать над венчиком и маневрировать в воздухе лучше любых других птиц. При этом крылья сливаются в туманный ореол, двигаясь по сложной траектории. Частота их взмахов достигает 50–80 в секунду, отчего колибри издаёт басовитое гудение, напоминающее жужжание крупных насекомых. Энергоёмкий полёт потребовал миниатюризации и глубокой перестройки всего организма.

Колибри — важные опылители тропических растений. Окраска необычайно яркая и разнообразная, с металлическим блеском, часто развиваются украшающие перья, хорошо развит половой и возрастной диморфизм. Самец не принимает участия в заботе о потомстве. Чашеобразное гнездо самка строит в развилках веток, на уступах, в расщелинах скал. Стрижи распространены всесветно, колибри — только в западном полушарии. В умеренные широты проникает лишь небольшое число видов, для них характерны сезонные миграции.