Читать дополнительно : Почтовые голуби * Все о домашних голубях

Отряд: Columbae, или Columbiformes = Голуби, голубеобразные

Сугубо растительноядные птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Размерный диапазон — от воробья (мелкие горлицы) до индейки или крупнее (дронты). Телосложение плотное, голова небольшая, на тонкой шее, крылья обычно длинные и острые, хвост средней длины, закруглённый или ступенчатый. Для ухода за густым и плотным оперением голуби используют «пудру», продуцируемую не особыми пудретками, а пуховой частью перьев. Клюв тонкий, в основании надклювья развита восковица — участок мягкой вздутой голой кожи, частично прикрывающей ноздри. Ноги четырёхпалые, обычно короткие, но сильные. В отличие от большинства древесных птиц, лазают плохо, но хорошо ходят по земле, передвигаясь быстрыми шажками, быстро и неутомимо летают. Многие обладают зычными, далеко слышными голосами, резонатором служит сильно раздувающийся пищевод. Большинство видов приспособлено к питанию твёрдыми сухими семенами, но есть группы, питающиеся преимущественно сочными плодами. Все голуби моногамны, часто образуют постоянные пары. Примитивные гнёзда-помосты устраивают на деревьях и скалах, сооружениях человека, реже в дуплах, норах, на земле. В заботе о потомстве принимают участие оба родителя. В кладке обычно 2 белых яйца, птенцы птенцового типа. В начале выкармливания клетки стенок чрезвычайно развитого зоба взрослых птиц усиленно делятся, продуцируя белую творожистую массу — «птичье молоко». Позже к этой белковой отрыжке добавляются разбухшие в зобу семена. Ныне в отряде осталось лишь семейство голубиных, 310 видов которого распространены от тропиков до умеренных широт всего Земного шара, включая и большинство океанических архипелагов. Представители второго семейства — дронтовых, эндемичного для Маскаренских островов, истреблены человеком в XVII–XVIII вв. Родственные связи отряда неясны, голубей Фоточасто сближают с рябками, ржанкообразными, попугаями.

Голуби, рябки и дронты

Эти три группы птиц не все исследователи объединяют в один отряд. Многие выделяют рябков в особый отряд, другие предлагают объединить их с чайками либо с куриными, а дронтов — с пастушковыми. Птицы из семейства голубей внешне очень похожи. Сизарь может служить моделью для всех. Большой, разделенный на два боковых «кармана» зоб. Мягкая воско-вица. Пудретки. Копчиковая железа у одних видов есть, у других ее нет. Моногамы. Самцы и самки внешне похожи, четко различаются окраской на голове, шее или груди лишь у десятой части всех голубей. Гнезда на деревьях, в скалах, в норах, под крышами домов, редко на земле. Обычно два белых яйца, у некоторых видов одно или три. Насиживают 13 — 30 дней оба родителя. Самец днем, самка ночью. Тип развития птенцовый. Птенцы почти голые и слепые. Первые дни родители кормят их «птичьим молоком», выделениями эпителия зоба. В 15 — 20 дней уже летают. В году два, а у некоторых больше выводков. Половозрелость на первом году жизни.

В основном зерноядные птицы, тропические голуби едят плоды и насекомых. Пьют иначе, чем другие птицы: окунув клюв, сосут воду. Американские карликовые голуби не больше воробья, весят 45 — 70 граммов. Самые крупные венценосные голуби длиной до 85 сантиметров, весят до 1,3 килограмма.

292 — 302 вида в странах всего света, кроме холодных северных областей, Патагонии и Антарктиды. В СССР — 10 видов, не считая залетных.

Все голуби воркуют. Многие еще и «гудят», свистят, шипят и пр. Но воркование — обязательный атрибут ухаживания, как и характерные позы, которые мы видим постоянно у сизарей, флиртующих на площадях и скверах наших городов. Но стиль воркования, тембр его и ритмика разные даже у близких видов голубей.

При постройке гнезд и насиживании птенцов разделение труда почти у всех голубей такое: самец собирает и приносит травинки и прутики, по одной веточке в клюве, как цапли и бакланы. Самка, сидя на месте, выбранном для гнезда, подсовывает их под себя и вокруг себя. Получается довольно небрежно сложенная рыхлая платформа из веток.

Отложив первое яйцо, обычно после полудня, ближе к вечеру, голубка стоит над ним, «прикрывая его так, что оно не видно снаружи и не очень стынет». Затем на этом посту ее сменяет голубь. Через день в гнезде уже два яйца. Тогда и начинается настоящее насиживание. Голубь обычно сидит с утра до вечера либо только до полудня, а голубка с вечера до утра. У голубей не принято кормить насиживающего партнера, поэтому регулярные смены обязательны. Если голубь встретит свою голубку не на гнезде, сейчас же летит в него и садится, «хотя время смены еще не настало». Погибнет подруга, он будет бессменно сидеть два дня, а потом, гонимый голодом и жаждой, бросит гнездо навсегда.

...Но все обошлось благополучно: на 18-й день появились на свет два голубенка.

К этому времени в мозгу родителей крохотная эндокринная железа, именуемая гипофизом, производит особый гормон — пролактин. Тот самый, который наших женщин и всех самок млекопитающих побуждает независимо от их сознания, желания или нежелания производить молоко. (Пролактина много, например, в миндальных орехах, их можно рекомендовать кормящим матерям, желающим обильнее питать своих младенцев.)

Но голубям зачем гормон лактации?

Чтобы зоб производил «птичье молоко»! Слизистые ткани его внутренних стенок под действием про-лактина разбухают и как бы крошатся, наполняя зоб богатой жирами творожистой массой. У новорожденных голубят клювы длинные, относительно длиннее, чем у взрослых, чтобы глубже засунуть в рот родителя, сбоку, у угла клюва. Родитель, отрыгнув, выдает птенцу порцию «молока».

Кормление «птичьим молоком».

10—18 дней, некоторые, возможно, и больше, кормят голуби своих младенцев зобной продукцией, а потом уже семенами и ягодами.

Многие голуби выводят за лето птенцов не один раз: клинтухи четырежды, вяхири трижды, горлицы дважды (в северных широтах выводков, конечно, меньше). Поэтому хлопот у них много: опять ухаживание и воркотня, опять гнездостроительство, заботы о пропитании первых птенцов — все почти одновременно. Бывает так, что в одном гнезде, или около него, просят есть уже оперенные трехнедельные птенцы (их еще неделю-две кормить надо!), а в другом лежат яйца.

Источник: http://bird.geoman.ru