Стук дятла: Дятлы, дятлообразные:Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Picidae = Дятловые

Семейство: Picidae = Дятловые

Смотреть: Мультики про дятла

К особенностям биологии дятлов несомненно относится их клюв, который работает буквально как отбойный молоток. А для этого, очевидно, требуется специфическое устройство их черепа, которое способно предотвратить сотрясение мозга. И действительно, у дятлов имеется ряд специальных структур в костях и мышцах черепа, которые и обеспечивают необходимую амортизацию...

Интересно и строение языка дятлов, который имеет вид длинной тонкой змейки, которая легко «вползает» не только в выдолбленные птицей отверстия, но и в проеденные короедами и жуками-усачами закоулки дерева. Язык дятла очень липкий и очень длинный, к тому же на его конце имеются шипы, помогающие извлекать добычу из глубинных ходов. Так, зеленый дятел способен высунуть свой язык изо рта почти на 10 сантиметров. Поэтому, для размещения в глотке насекомодобывающего устройства, в процессе эволюции, сухожильное основание языка было выведено из полости рта и петлей обернуто вокруг черепа!

Таким образом, крепкий клюв дятла служит им для извлечения насекомых и их личинок из прочной древесины или семян из шишек хвойных деревьев. Кроме того, при помощи клюва дятлы весной пробивают дырки в коре берез, после чего с удовольствием пьют вытекающий сладковатый березовый сок. Используют свой клюв они и для устройства квартиры в виде выдолбленного в стволе дерева дупла. При этом на такую трудоемкую работу у них обычно уходит не больше двух недель. А в брачный период самцы неустанно барабанят клювом по резонирующему сухому стволу или суку, выстукивая незамысловатые серенады своим подругам, приглашая их соединиться в законном браке для создания семьи на этот сезон.

Такие барабанные трели, наполняющие лес, обязательный и чарующий аккомпанемент к разнообразным весенним звукам и птичьим песнопениям. У каждого вида дятла, который стучит в своем ритме, древесный звук под его ударами вибрирует в особом частотном диапазоне. Дятлы могут сообщить партнеру или сопернику о своих намерениях благодаря варьированию промежутков между ударами, продолжительность барабанной трели и т.п. Поэтому орнитологи, знатоки дятловых «трелей», по их барабанной дроби, могут без ошибки определить: на своей территории барабанит дятел или претендует на чужую, зовет подругу или они уже соединились и дятел приглашает ее лететь за ним, чтобы показать место, выбранное им для будущего гнезда.

Самая продолжительная трель, длящаяся 2—3 секунды - у черного дятла (желны). И включает она в себя около 40 быстро следующих друг за другом ударов, которые можно сосчитать только при медленном воспроизведении магнитофонной или диктофонной записи. Трель желны самая низкочастотная среди дятлов, она лежит в пределах 1—1,5 килогерца. Более короткая трель у большого пестрого дятла, звучащая на более высоких тонах, в диапазоне около 4 килогерц и состоящая примерно из 12—16 ударов за временной промежуток в 0,6 секунды. Похожа на трель большого пестрого дятла и барабанная песня малого пестрого дятла, которая лежит в том же частотном диапазоне, но она более длинная и состоит примерно из 30 ударов. Более низкочастотная («басовитая») трель у седого дятла, состоящая также примерно из 30 ударов.

Когда самка прилетает на этот своеобразный брачный зов самца, дятел ведет себя с ней не очень по джентельменски и дружелюбно, так как ухаживает весьма воинственно. В брачных (токовых) позах самца преобладают угрожающие жесты, как и, например, у галок. У наблюдателей за семейной жизнью дятлов создается такое впечатление, что дятлы-супруги и в течение всей их короткой совместной жизни едва терпят друг друга. И действительно, как только один из них прилетит к гнезду, другой скорее улетает прочь. А как только выкормят они своих птенцов - вскоре быстро расстаются. В дальнейшем каждый из супругов живет на своей территории, с которой изгоняет и свою подросшую молодежь.

На территории бывшего СССР обитает 14 видов дятлов, из которых самый большой — это черный дятел или желна. Для него характерен черный, как у ворона наряд, и только на голове самцов находится красная «шапочка», а у самки красные перья расположены лишь на затылке. Желна как сидя на дереве, так и летая по лесу, издает громкие крики: «крю-крю-крю», после чего следует протяжное и гнусавое «кьия». Дупло для гнезда дятел долбит с овальным или почти прямоугольным входом.

Большой пестрый дятел - самый обычный представитель семейства. Он чаще других дятлов попадается нам на глаза и тоже весьма криклив. А вот вход в свое дупло он всега делает округлым. Малый пестрый дятел - самый маленький из дятлов, и по размерам он близок к воробьям. А гнездятся все три вида отмеченных выше дятлов в лесной полосе практически повсеместно, обитают они также и на Кавказе.

В мировой фауне всего отмечено не менее 207 видов дятлов, обитающих в различных лесных массивах почти всего мира, за исключением Австралии и близлежащих островов, Новой Гвинеи и Мадагаскара, а вертишеек насчитывается всего два вида, из которых один обитает в Африке, второй обосновался в Евразии. В отличие от дятлов, вертишейки не долбят стволы деревьев, так как у них слабые клювы, да и оперенье хвоста тоже не годятся для упора о дерево. А вот длинный и липкий язык, такого же устройства, как и у дятлов, хотя на конце без шипов. Вертишейки этим языком ловят взрослых муравьев и ловко выуживают куколок и личинок из их гнезд, которые и составляют основу их пищевого рациона. А знаменита вертишейка своим искусным подражанием змее. Птица, застигнутая врасплох в дупле и сильно напуганная, медленно, по-змеиному, вертит шеей и при этом эффектно шипит! Эффект от этого получается весьма неожиданный и, часто, отпугивает их врагов. Интересно и то, что такие же «змеиные» движения отмечены и в брачных играх вертишеек в начальный период размножения.

Необычны и интересны повадки южноафриканского дятла, который избегает лесов и деревьев. Находясь постоянно на земле, он роется в ней, ловит обитающих там муравьев, термитов, пауков и других насекомых. Для выведения птенцов он роет в обрывах и на холмах глубокие норы.

В Южной Америке также водятся дятлы гнездящиеся в норах. А в Южной Азии живут короткохвостые, или рыжие, дятлы, которые научились обустраиваться с яйцами и птенцами непосредственно в древесных гнездах огненных муравьев. С этими злыми и «бешеными» муравьями дятлы, бесцеремонно вторгнувшись в их дом, в дальнейшем мирно уживаются, хотя и не упускают возможности поклевать муравьиных куколок, не вставая с гнезда при насиживании своих яиц.