Северный олень.Баскин: От одиночества к стаду: Rangifer tarandus Linnaeus = Северный олень. северный олень

Леонид М. Баскин: "От одиночества к стаду"

Как возникают скопления животных

Юный натуралист, вернувшись из леса домой, с восторгом рассказывает, что видел лося. Каким же будет его удивление, наблюдай он сотни лосей, переправляющихся на одном и том же участке через Печору. Наверное, не меньшее, чем у моряков, с суеверным ужасом наблюдавших, как море в течение нескольких минут наполняется кольчатым червем палоло, становясь похожим на жидкую кашу. Впрочем и зоологи не могут скрыть своего восторга от зрелища сотен тысяч птиц, усеивающих обрывы морских берегов.

Из скопления животных часто возникает стадо, поведение членов которого обычно взаимосвязано. Причиной скопления, как правило, бывает сходство их потребностей.

Особенно много животных собирается на участках, богатых пищей. Например, птичий «базар» образуется у мест усиленной вертикальной циркуляции морских вод, где со дна поднимаются минеральные соли, а с поверхности поступает кислород. Здесь бурно развиваются фито- и зоопланктон, которым кормятся рыбы, а теми, в свою очередь, — птицы. Кайры, моевки, чайки, тупики и другие птицы проводят здесь лето и выводят на уступах скал птенцов.

Замечательное обилие кабанов, медведей, оленей и птиц наблюдается во фруктовых лесах Кавказа, когда здесь поспевает урожай дикой яблони и груши. Не меньшее их число собирается в дубняках в годы обилия желудей. Много птиц и зверей бывает в кедровых лесах при хорошем урожае шишек.

Другой тип скоплений животных связан с периодом размножения. Здесь обеспечивается встреча самцов и самок, брачные игры стимулируют созревание половых продуктов у самок, среди самцов отбираются наилучшие производители. В сезон размножения животные очень активно разыскивают друг друга. В это время подают голос обычно незаметные и скрытные звери. Другие оповещают о своем присутствии, оставляя на земле и деревьях пахучие метки.

Однако возможен и иной путь образования скоплений, связанный со сходством реакций животных на факторы среды: рельеф, ветер, течение, влажность и т. п. Двигаясь в одном направлении, животные автоматически собираются близ перевалов, переправ через реки, в проливах и других подобных местах. Скопление животных в этом случае известный американский эколог В. К. Олли сравнил с возникновением «пробок» на автомобильных дорогах. Там, где шоссе широко и прямо, машины идут быстро и не мешают друг другу. Но на участке, где ведутся ремонтные работы, их скорость снижается и они начинают накапливаться перед въездом на узкий участок. Хорошие примеры подобных скоплений дают перелетные птицы. Обходя моря, они собираются по их берегам и, пересекая горы, — у перевалов. По мнению орнитолога И. Штейнбахера, некоторые острова служат как бы ориентирующими точками, по которым птицы проверяют правильность своих штурманских «расчетов». Здесь, словно у перекрестка, возникают огромные птичьи скопления (о. Гельголанд в Северном море). Часто, оказавшись в виду друг друга, животные сближаются и дальше движутся вместе. Такое соседство помогает им ориентироваться, вовремя замечать врага, не опасаясь внезапного нападения, отдыхать, пока соседи бодрствуют. Впоследствии, если потребности отдельных животных изменятся, такие временные объединения могут распасться.

Животные многих видов активно ищут общества себе подобных. Групповой образ жизни для них так же характерен, как окраска, строение тела и другие наследственные черты. Мало того, многие особенности окраски, пахучих желез, органов чувств и другиеморфологические черты тесно связаны с общественным образом жизни животных, помогают им находить друг друга и общаться. Это свидетельствует об эволюционном закреплении всего, что облегчает животным объединение в группы. В чем же преимущества общественного образа жизни перед одиночным для отдельного животного, для вида?

Большой дом животных

На первый взгляд трудно понять, почему так привлекателен для животных стадный образ жизни. В стаде им, очевидно, труднее прокормиться, а лакомая пища достается наиболее сильным. Масса животных лучше заметна для хищников. Частота контактов в стаде способствует распространению болезней.

Преимущества совместного существования не так приметны, однако во многих-случаях они оказываются весьма значительными. Как это ни удивительно, хищнику труднее поймать члена стаи, чем одиночное животное. К. Лоренц предлагает простой опыт, помогающий убедиться в этом. Оказывается, поймать в клетке одиночную птицу легче, чем одну из многих. Если птиц много, внимание невольно рассеивается, мы легко теряем намеченную жертву из виду.

В опытах Д. В. Радакова, посвятившего себя изучению стадного поведения рыб, молодь кефали в стае оказалась почти недоступной для хищных рыб — горбыля и саргана. В другом опыте этого исследователя было отмечено время на поимку одного малька атерины ставридой. Казалось бы, на вылов стайки в 50 штук хищнику потребовалось бы во столько же раз больше времени. На самом деле за это время ем; далось поймать лишь незначительную часть мальков. Интересно отметить, что чем беззащитнее животное, тем более оно склонно к общественному образу жизни.

Многие животные защищаются от хищников, собираясь вместе. Им помогает и рассредоточивание внимания хищника, и своевременное предупреждение в стаде о его появлении. Взрослые животные зачастую защищают от нападения молодняк. Так, овцебыки при появлении волков окружают телят кольцом и выставляют наружу рога. Быки гауры в Индии любят пастись в обществе слонов, которые отгоняют тигров.

Большими стаями держатся линныые лебеди, гуси и утки. Сотнями и тысячами собираются они в тростниковых зарослях. По мнению орнитолога Н. В. Кокшайского, тем самым они оказываются на охотничьих участках немногих хищных птиц и в результате несут урон гораздо меньший, чем если бы за ними охотились все хищники окрестностей. Разные виды птиц сигнализируют друг другу об опасности. Так, зоолог Т. Л. Бородулина, много работавшая в плавнях дельты Волги, отметила, что черношейная поганка предпочитает гнездиться в колониях чаек или крачек. Она плохо летает и при опасности ныряет, погружаясь в воду вместе с гнездом. Поэтому заблаговременное оповещение об опасности для нее очень важно.

Многим животным не дают покоя кровососущие насекомые (гнус). Особенно много их бывает в тундре в жаркие безветренные дни. В это время северные олени перестают пастись, собираются в плотную массу и медленно вращаются на одном месте. Кровососам свойственно нападать па первую встреченную жертву. Они облепляют оленей, находящихся в наружных рядах стада, и не проникают вглубь. В центре стада животные могут спокойно отдыхать. Крайние олени, измученные гнусом, силой прорываются в центр. Так происходит смена животных на внешних рядах, позволяющая отдохнуть всем членам стада.

В группе звери и птицы легче противостоят ветрам, морозам, зною, метелям. В Антарктиде пингвины защищаются от морозных ураганов, образуя тысячные стаи. Птицы с наветренной стороны постепенно переходят на подветренную. Огромная масса их словно ползет, подгоняемая ветром. За внешнее сходство такие скопления пингвинов называют «черепахой» (Сыроечковский, 1956). В Якутии в сильные морозы табун лошадей плотной массой крутится на площадке, утоптанной в глубоком снегу, и наблюдатель уже издалека видит облако пара, подымающееся над спинами лошадей. В степях и пустынях летом овцы защищают друг друга от солнца. В. Фляк, проводивший исследования в Калмыцких степях, так описывает это явление. В 8 — 10 часов утра овцы начинают собираться небольшими кучками, пряча головы в тени соседей. Позднее они образуют круглые скопления по 80 — 120 голов, головами к центру. В дальнейшем из-за плохого проветривания овцы «перетекают» на северную сторону скопления, вытягиваются в две длинные шеренги друг напротив друга, где прячут головы в тени друг друга. В снежные бураны овцы, лошади и антилопы, привыкнув пастись против ветра, сначала тоже придерживаются этого направления. Постепенно, озябнув, звери скучиваются, поворачиваются к ветру спиной и опускают голову. Если буран усиливается, защита в стаде оказывается недостаточной и животные начинают двигаться по ветру, вначале медленно, а потом быстрее. Ослепленные ветром и снегом звери часто падают с обрывов, увязают в снегу, гибнут. Северные олени, более привычные к морозным снежным бурям, плотной массой, подобно «черепахе» пингвинов, постепенно движутся по ветру.

Скопления для совместного обогрева известны у многих птиц. Собираются вместе пищухи (до 20 птиц), длиннохвостые синицы. Они сидят в ряд на веточке, причем крайние время от времени протискиваются в середину. В скворечник иногда набиваются до 7 скворцов (И. А. Шилов, 1968).

Зимовочные скопления хорошо известны для песчанок, мышей, крыс. Замечательный натуралист профессор А. Н. Формозов обнаружил, что и белки, начиная с осени, ночуют в гнездах по двое. Интересно, что А. Н. Формозов впервые заметил это еще в школьные годы.

В больших стадах животные менее осторожны. Например, одиночные дикие северные олени не подпускают к себе и на: полкилометра, а к большому стаду иногда удается подойти почти вплотную. Как сообщает канадский исследователь. А В. Ф. Банфильд, в лежащем стаде карибу (канадский подвид северного оленя) из 5 тысяч голов можно сделать коридор, а в бегущем — остаться на свободном пятачке, меньше сотни метров в поперечнике.

Подобное уменьшение пугливости — это условно-рефлекторная реакция животного на стадо, возникающая на основе реально существующего защитного действия стада. Иными словами, животные привыкают к тому, что присутствие соседей создает более спокойную, благоприятную обстановку. И прежде, чем лечь отдыхать, звери непременно забираются в глубь стада.

Образование скоплений животных, как показали исследования А. Г. Попугаевой на многих грызунах, обезьянах, летучих мышах, овцах и других животных, ведет к снижению у них обмена веществ. Причем основную роль здесь играет не прямое влияние более благоприятного микроклимата в глубине стада, а рефлекторная реакция на присутствие особей своего вида. Уровень обмена снижается и у мыши, которая отделена от остальных стеклом, и у гольяна, который посажен в «стайную» воду, то есть туда, где раньше сидели другие рыбки. Неблагоприятные следствия скопления животных намного смягчаются их взаимопомощью. Так, в группе копытные быстрее раскапывают снег. В глубоко снежный период зимы в молодых сосняках и лиственных мелколесьях (с ивой, осиной, рябиной, можжевельником) собираются лоси. Многочисленные тропы помогают животным передвигаться. Охотники называют подобные места лосиными «стойлами». Точно такие же скопления на небольших участках образуют изюбри и кабаны. Нельзя не упомянуть об обучении молодняка в стаде. Они перенимают от более взрослых опытных животных их реакции, подражают им или следуют за ними. Таким образом, стадо — это как бы большой дом животных, служащий им одновременно и убежищем, и школой, и в какой-то, мере даже «столовой».

(Печатается по изданию: Л. М. Баскин. Законы стада. М.: 1971. Изд-во: «Знание». Стр. 5-45.)