Настоящие саламандры: Саламандра огненная = Salamandra Laurenti. Настоящие саламандры: Salamandridae Gray, 1825 = Настоящие саламандры: фото, изображение, питание, добыча, образ жизни, размножение, икра,

Огненная [пятнистая] обыкновенная саламандра = Salamandra salamandra

Отряд:Caudata Oppel, 1811 = Хвостатые земноводные

Семейство:Salamandridae Gray, 1825 = Настоящие саламандры

Род: Salamandra Laurenti = Саламандры

Читать дополнительно об Огненной саламандре: [1]; [2]

Огненная саламандра Salamandra salamandra salamandra

Пятнистая, или огненная, саламандра (Salamandra salamandra) — наиболее известный и широко распространенный вид, населяющий Среднюю и Южную Европу, Северную Африку (Алжир, Марокко) и западную часть Малой Азии. В пределах СССР встречается в западных частях Украины, где обитает в горных и предгорных районах Карпат.

Общая длина саламандры до 25—28 см, обычно около 20—22 см, из которых меньше половины приходится на хвост, круглый в поперечном сечении. Лапы короткие, но сильные, с 4 пальцами на передней и 5 на задней конечностях. Плавательных перепонок никогда не бывает. По бокам тупо закругленной морды большие черные глаза. Позади глаз лежат выпуклые удлиненные железы — паротиды. Окраска блестяще-черная с ярко-желтыми пятнами неправильной формы. Расположение и размер пятен крайне изменчивы. Живет саламандра от предгорий до 2000 м над уровнем моря. Держится по лесистым склонам, берегам горных рек и ручьев, в заваленных буреломом буковых лесах. Избегает сухих и открытых мест. Днем скрыФотовается в мшистой подстилке леса, в норах, под упавшими деревьями, в трухлявых пнях или под камнями. Выходит кормиться в сумерки и ночью, но в дождь, когда влажность высокая, покидает убежища и днем, за что и получила в Карпатах местное название «дождевая ящерица». Весьма устойчива к низким температурам, и холодное оцепенение наступает у нее при температуре 2—4°. В природе появляется при температуре воздуха и почвы около 9°. Высокие температуры переносит плохо, и 20—26° саламандра может переносить только при достаточно высокой влажности воздуха (выше 90%). Прямых солнечных лучей избегает и при содержании в террариуме всегда прячется в темноту.

Кормится различными беспозвоночными, в первую очередь дождевыми червями, голыми слизнями, мокрицами, кивсяками, насекомыми. Зимуют саламандры под корнями деревьев, в трухлявых пнях, под кучами листьев, где могут собираться по нескольку десятков в одном месте. Вблизи теплых подземных источников, среди камней и в небольших пещерах, находили на зимовках сотни саламандр в одном месте. Сроки ухода на зимовку зависят от температурных условий мест обитания. В предгорных районах Карпат саламандры исчезают в конце ноября и даже в начале декабря, а в горах — в октябре. При продолжительных оттепелях могут временно покидать зимние убежища и выползать на поверхность. Весеннее пробуждение в предгорьях бывает в марте, а в горах — в апреле — мае.

Размножение саламандр изучено недостаточно полно. Известно, что внутреннее оплодотворение может происходить как в воде, так и на суше. На суше самка и самец обвивают друг друга, сближаются клоаками, и сперматофор попадает в сперматеку самки, расположенную в передне-верхней части клоаки, где сперматозоиды могут сохраняться длительное время. В воде самец откладывает сперматофор, который самка захватывает клоакой. Сроки спаривания сильно растянуты и, очевидно, бывают в течение всего периода активности, с весны до осени.

Оплодотворенные яйца развиваются в нижних отделах яйцеводов самки до стадии выклева личинок, что занимает около 10 месяцев, так что из яиц, оплодотворенных в этом году, личинки появляются на следующий год. Одновременно в яйцеводах самки могут находиться как вполне сформировавшиеся личинки, так и яйца на разных стадиях развития. Самые ранние известные сроки рождения личинок — начало февраля. Массовое появление личинок отмечено для предгорных районов в мае, для высокогорных — в июле. Известны также случаи рождения личинок в июле и августе.

Незадолго до рождения личинок самки собираются на берегах водоемов и входят в воду, выбирая такие прибрежные участки горных ручьев, где достаточно чистая вода, но нет сильного течения. Одна самка рождает от 2 до 70 личинок, чаще около 50, в несколько приемов, на протяжении 7 —10 дней. Личинки появляются из клоаки еще в яйцевых оболочках, но в момент откладки такого яйца разрывают оболочки и уплывают. В неволе известны случаи, когда саламандра откладывала яйца с еще не сформировавшимися личинками, которые в течение нескольких дней заканчивали свое развитие в яйцах, отложенных в воду.

Только что родившаяся личинка пятнистой саламандры достигает 26 — 35 мм длины и весит около 0,2 г. У нее большая круглая голова, высокое, сжатое с боков туловище, длинный, уплощенный хвост, отороченный широкой плавниковой складкой, переходящей на спине в гребень. Конечности, как и три пары наружных перистых жабр, хорошо развиты.

В природе личиночный период продолжается все лето, и метаморфоз заканчивается в августе — сентябре, когда личинки достигают 50 — 60 мм длины. В неволе, при температуре 18—20", личиночный период продолжается около 45 дней; при температуре 15 —18° — около 60 дней. Перед концом метаморфоза личинки начинают ползать по дну, часто поднимаются на поверхность воды за воздухом. Жабры у них начинают укорачиваться, окраска темнеет, становится аспидно-серой с грязно-белыми пятнами, постепенно желтеющими. Наконец, у них совершенно исчезают жабры и плавниковые складки, и они переходят к наземному существованию. Половозрелыми становятся на 3 — 4-м году жизни. Продолжительность жизни саламандр довольно велика, поскольку у них мало врагов благодаря ядовитым выделениям кожных желез. На воле встречаются саламандры 8—9-летнего возраста. Известны случаи, когда в 'террариуме саламандры жили по 15 —18 лет.

Запрещается полное или частичное воспроизведение статьи без письменного разрешения правообладателя.