Выживаемость и сохранение молодняка. Диагностика наступления беременности и родов. Подготовка песчанок к размножению, стимуляция размножения. РАЗМНОЖЕНИЕ ПЕСЧАНОК. Поимка убежавших животных. Введение лекарственных препаратов

Размножение песчанок

Выживаемость и сохранение молодняка

Хотите больше знать о жизни малых песчанокв природе, об их друзьях и врагах, тогда нажмите здесь: Песчанки в природе

Перейти в оглавление: Все о содержании песчанок * Размножение песчанок

ФотоДобиться при разведении песчанок выживаемости всех родившихся детенышей очевидно невозможно. В то же время снижение показателей выживаемости молодняка свидетельствует о явном нарушении условий содержания. Гибель детенышей может быть вызвана различными причинами: материнским инфантицидом из-за нарушений родительского поведения; инфантицидом со стороны других членов группы; вспышками внутригрупповой агрессии; повышенным уровнем стресса, вызванного социальными факторами; губительными для детенышей нарушениями условий содержания (недостаток корма, особенно сочного; низкая температура); болезнями, к которым молодые песчанки особенно восприимчивы. Наконец, повышенная смертность молодняка может быть следствием ухудшения генофонда лабораторной популяции.

Одним из типичных нарушений материнского поведения у песчанок является то, что самка съедает детенышей сразу же после рождения. Причиной инфантицида может быть социальный стресс (например, присутствие самца или других членов группы), беспокойство со стороны обслуживающего персонала, нарушения в кормлении (недостаток сочных и/или белковых кормов, витаминов, минеральных веществ). В последнем случае самка обычно не съедает всех детенышей сразу, а выводок постепенно уменьшается. При недостатке в рационе кальция у уже подросших детенышей могут быть отгрызены конечности и хвосты.

Вероятность потери выводков по перечисленным причинам можно свести к минимуму, если заранее или сразу же после родов отсадить самца, как можно меньше беспокоить кормящую самку (не заглядывать в домик и не трогать детенышей, в некоторых случаях можно даже занавесить клетку непрозрачной тканью) и обеспечить самку разнообразным и полноценным питанием. Иногда мы даем самкам в этот период воду или мокрый хлеб. Содержание в клетках большего объема и уменьшение числа взрослых однополых особей в группе также снижает отход молодняка.

В некоторых случаях у самки может полностью отсутствовать материнское поведение, тогда детеныши бывают раскиданы по всей клетке. Иногда самки собирают новорожденных детенышей в гнездо и греют их, однако не кормят. В таком случае детеныши могут жить несколько дней, но совершенно не растут и в конце-концов погибают. Чаще всего эти нарушения бывают вызваны различными социальными причинами и исчезают при оптимизации состава групп.

Для некоторых видов песчанок характерна гибель детенышей в период перехода от молочного вскармливания на самостоятельное питание вследствие социального стресса в условиях переуплотненной группы (Попов, 1988). У других видов подросшие детеныши гибнут в результате агрессии взрослых особей при рождении следующего выводка. Своевременная отсадка молодняка предупреждает это событие.

Детенышей можно отсаживать от родителей, начиная с возраста в 1-1,5 мес. Молодых зверьков “социальных” видов песчанок можно содержать одной группой. Детенышей одиночных видов необходимо сразу же рассадить по-одному, чтобы избежать агрессии между ними.

Выкармливание брошенных детенышей.

В некоторых случаях, когда самка погибает или отказывается кормить детенышей, а вид представляет большую ценность для коллекции, возникает необходимость выкармливания молодняка. Вероятность успеха в первую очередь зависит от возраста и физического состояния (степени истощенности) детенышей.

Если детеныши остались без матери в возрасте около 20 дней, дорастить их до периода самостоятельного питания бывает довольно легко. Зерновые корма молодым зверькам дают в виде каш и сухих овсяных хлопьев "Геркулес". Остальные корма - такие же, что и у взрослых зверьков. В качестве специальной добавки необходимо давать хлеб, смоченный в молоке, следя за тем, чтобы он не испортился. В случае сильного истощения детенышей мы делали им поддерживающие подкожные инъекции 5% раствора глюкозы в физрастворе или растворе Рингера.

Вырастить детенышей песчанок с первых дней жизни на искусственном вскармливании достаточно сложно. В нашей практике были лишь единичные успешные случаи такого выкармливания. Детенышей помещали в теплое место и кормили из аптечной пипетки коровьим молоком с добавлением препаратов типа "Бифидум-бактерин" каждые три часа. После каждого кормления проводили массаж живота.

И.А. Володин, О.Г. Ильченко, С.В. Попов. Песчанки: содержание и демография популяций разных видов в неволе. Москва, 1996.

Читать дальше:Размножение песчанок