9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.
Дикая лоза - аяхуаска
- Оглавление раздела: Растения - яды, галюциногены..
- Читать : Аяхуаска
- Аяхуаска: целительские сеансы
- Магические болезни и целительство
В монтанья, влажных тропических лесах Перу, Колумбии и Бразилии, растет дикая лоза - аяхуаска, являющаяся основой народного целительства у местных крестьян и городских метисов. Аяхуаска (banisteritopsis), включающая множество разновидностей, чьи основные алкалоиды гармин, гармалин и тетрогидрогармапин известны своими психотропными свойствами, обладает почти такой же эффективностью, как и ЛСД, только менее известна в широких кругах.
Это галлюциногенное средство нашло особенно широкое применение в Перуанской Амазонии, где его используют в народной медицине для лечения заболеваний, имеющих, в первую очередь, эмоциональное и психологическое происхождение. Народные целители, илиаяхуаскеро, несколько раз в неделю собирают группы пациентов. В находящихся за пределами городов изолированных лесных центрах они проводят ритуальное исцеление, используя напиток, приготовленный из аяхуаска.
Растение применяется не только жителями городов, но также крестьянами из раскиданных в джунглях по берегам рек деревушек и членами примитивных племен, находящихся на грани полного исчезновения. Народное целительство в урбанизированных районах джунглей, включая расположенный в Амазонии город Икитос (на расстоянии примерно 2300 миль от Атлантического Океана), представляет собой сложное переплетение традиционного врачевания и медицинской науки двадцатого столетия. Городской вариант такого целительства, о котором будет рассказано в этой главе, можно рассматривать так же, как своеобразную смесь, состоящую по большей части из местных индейских верований и небольшой доли католической религиозной идеологии, характерной для южноамериканских метисов.
С точки зрения городской бедноты и представителей среднего класса этого региона, болезни имеют магическое происхождение. Люди обращаются к этим суевериям, чтобы как-то объяснить постоянные проблемы, грозящие им расстройствами, недугами и несчастьями.
Главным регионом применения аяхуаска
является место слияния Амазонки и Верхнего Ориноко, где Купер (1949) наблюдал
множество индейских племен, использующих banisteriopsis для возбуждения и
наслаждения. Местные индейцы употребляли растение в следующих случаях:
чтобы
узнать местонахождение врагов и раскрыть их планы; перед тем, как идти на войну
или на охоту; чтобы завладеть особыми духами-защитниками; в связи с местными
религиозными верованиями:
чтобы дать ответ эмиссарам из других племен; чтобы сообщить о приходе чужаков;
чтобы сообщить об измене жены; чтобы предсказать будущее; для наслаждения или
сексуального возбуждения; для выяснения причины возникновения и лечения болезни.
Исследование индейцев шаранахуа, живущих у перуанско-бразильской границы, проведенное Сискиндом (1973), иллюстрирует центральное положение аяхуаска в целительстве этого племени. Исследователь наблюдал за шаманом племени из восьмидесяти человек, который 27 раз в году применил растение. Что касается представленного выше списка из десяти пунктов, то нет необходимости говорить о неприемлемости характерных для европейского типа мышления категорий, отделяющих медицину от религии. В особенности, когда нарушение табу, злые духи или злонамерения других людей могут считаться ответственными за возникновение болезни в данном социальном контексте.
Читать дальше: Дикая лоза - аяхуаска