Съедобная лягушка = Rana kl. esculenta Linne,. Мир Земноводных: жабы квакши, лягушки, тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Вид: Съедобная лягушка = Rana kl. esculenta Linne, 1758

Вид: Rana kl. esculenta Linne, 1758 - Съедобная лягушка

Читать дополнительно: * Зеленые лягушки: озерная, прудовая и съедобная; Когда съедят последнюю лягушку

Описание и систематика. Длина тела 43 - 97 мм. Морда умеренно заостренная. Если голени расположить перпендикулярно к продольной оси тела, голеностопные сочленения соприкасаются. Внутренний пяточный бугор высокий, короче 1-го пальца задней ноги в 1,73-2,89 раза. Сверху серовато-зеленая, оливково-зеленая или зеленая с темными пятнами, которые варьируют по размеру и числу. Светлая дорсомедиальная полоса от морды до клоаки обычно имеется. Височное пятно отсутствует. Брюхо светлое, обычно с темными пятнами. Половые различия те же, что у прудовой лягушки, но резонаторы позади углов рта самца серые. У R. kl. esculenta значения ее морфологических признаков промежуточные между таковыми родительских видов, R. lessonae и R. ridibunda. Однако внешняя морфология может быть недостаточна для определения съедобной лягушки; точное определение требует цитогенетического и биохимического анализов.

Уже долгое время систематические отношения Rana esculenta с ее ближайшими "родичами" R. lessonae и R. ridibunda являются предметом дискуссии. Rana esculenta рассматривалась как тот же самый вид, как отдельный вид или подвид (см. список синонимов). Например, A.M. Никольский считал, что все зеленые лягушки из европейской части СССР (кроме R. ridibunda) относятся к подвиду R. esculenta esculenta, тогда как R. esculenta lessonae живет лишь в Западной Европе. П.В. Терентьев, наоборот, предполагал, что они относятся к подвиду R. esculenta lessonae, а R. esculenta esculenta более редка и живет в западных районах. Такой взгляд близок к современному. Со времени открытия гибридной природы R. esculenta в 1960-х гг. интенсивно изучаются ее кариологические, биохимические, морфологические, поведенческие, экологические и географические особенности в отношении родительских видов, R. lessonae и R. ridibunda (Александровская, 1976; Боркин, 1984; Боркин, 1986а; Боркин и др., 1979, 1981; Лада, 1995).

На территории СССР существует большое разнообразие популяционных систем этих трех форм. Лишь в некоторых работах последних двух десятилетий R. kl. esculenta четко отделяется от родительских видов (в основном R. lessonae). Следовательно, большинство старых находок "R. esculenta" (кроме случаев, когда тем же названием обозначалась и R. ridibunda) в действительности относится к R. lessonae или последней вместе с гибридами. Систематический статус R. kl. esculenta продолжает обсуждаться (Guenther, 1997). Согласно современному взгляду, это клептон, т.е. новая категория таксона видовой группы, характер которой не совпадает с биологической концепцией вида. Помимо генетики, между R. kl. esculenta и R. lessonae известны различия в морфологии, размножении и брачном крике самца, но на территории СССР их детальное изучение не проводилось.

Распространение. Ареал почти совпадает с таковым Rana lessonae. В России восточная часть ареала. Распространение изучено недостаточно. Наиболее северные находки известны из Ивановской обл., наиболее восточные - из Татарии (самая восточная точка - г. Казань), наиболее южные в Белгородской, Воронежской и Тамбовской областях. Большинство старыФотох сообщений о "Rana esculenta" в действительности относятся к близким видам -R. ridibunda, R. lessonae или обоим вместе.

Образ жизни. В целом, R. kl. esculenta по экологии очень сходна с R. lessonae, но встречается и в некоторых биотопах R. ridibunda. Как правило, съедобная лягушка живет в биотопах, промежуточных между таковыми родительских видов: в старицах, заросших прудах, заводях рек, каналах, канавах и т.д. Однако крупные водоемы с проточной водой и густые леса избегаются. Способ зимовки примерно такой же, как у родительских видов: в воде (при сосуществовании с R. ridibunda) или на суше (с R. lessonae). Rana kl. esculenta, по-видимому, относительно редка в юго-восточной и восточной частях ареала и более обычна в других местах. На территории СССР найдены следующие популяционные системы зеленых лягушек: L, R, E, LE, RE и REL (где L означает lessonae, R - ridibunda, и E - esculenta). Брачный крик R. kl. esculenta более сходен с таковым R. lessonae, чем R. ridibunda. То же касается некоторых черт поведения. Наблюдения в Тамбовской области (Лада, 1995) показали, что взрослые самцы ridibunda после зимовки появляются в водоемах первыми. Они выбирают открытые участки воды, вытесняя более мелких самцов lessonae. Последние держатся на заросших местах (обычно у берегов), в стороне от скоплений ridibunda.

Самцы esculenta мельче и менее многочисленны, чем самцы ridibunda, но имеют больший успех размножения, чем самцы lessonae. Кроме того, они наиболее агрессивны из трех форм зеленых лягушек, что позволяет им занимать выгодное положение в месте размножения ridibunda. Распределение самцов по их участкам занимает несколько дней. Затем самцы всех трех форм лягушек образуют брачные хоры, в которых число и агрессивность самцов ridibunda снижаются, а у самцов lessonae - возрастают. Самцы esculenta доминируют в таких скоплениях. Они проявляют очень высокую активность в брачных агрегациях, хотя в их половой системе выявлены нарушения. Самки держатся у берегов и оттуда, привлеченные брачными криками, приходят к самцам. Имеется тенденция к спариванию самцов с самками того же или более крупного размера, чем их собственный. По-видимому, самцы R. ridibunda спариваются с конспецифичными самками, т.к. самки других видов гораздо мельче.

Исключение самцов lessonae самцами ridibunda и/или размерные различия могут предотвращать регулярное спаривание самцов lessonae с самками ridibunda. Самцы esculenta образуют пары только с очень крупными самками lessonae. Пар esculenta - esculenta не наблюдали, возможно, в связи с редкостью самок esculenta. Таким образом, межвидовые различия в размерах тела и соответствующее поведение в смешанных группировках зеленых лягушек ведет к частичной репродуктивной изоляции. Эти ограничения влияют на долю гибридов в популяциях. Описанные выше наблюдения основаны на заметных морфологических различиях видов. Экологическое разделение между R. kl. esculenta и R. lessonae нуждается в дальнейшем изучении.

Состояние популяций Природоохранный статус съедобной лягушки, вероятно, сходен с таковым обоих родительских видов в местах симпатрии. Занесена в Красные книги Курской и Тамбовской областей. Популяции из средней России, состоящие только из R. kl. esculenta (без примеси родительских видов) заслуживают специальной охраны. Обитает, вероятно, в 4 заповедниках России.