Гарпия большая, Вилохвост.Cerura vinula (Linnaeus, 1758) = Гарпия, или Вилохвост. Бабочки Хохлатки. Семейство: Notodontidae Stephens, 1829 = Хохлатки. Бабочки, Чешуекрылые. Отряд: Lepidoptera = Чешуекрылые (Бабочки)

Род: Cerura Schrank, 1802 = Церура

Cerura vinula Гарпия, или Вилохвост

Вид:  Cerura vinula (Linnaeus, 1758) = Гарпия, или Вилохвост

Ареал гарпии достаточно обширен: это Европа, Кавказ, Иран, Сибирь - включительно до Западного Прибайкалья, Средняя Азия, Северная Африка. В пределах ареала основные местообитания вилохвоста: пойменные леса, вдоль ручьев и водоёмов, а также нередко тополевые насаждения.

Cerura vinula  Гарпия, или Вилохвост

Гарпия большая, или вилохвост пятнистый (Cerura vinula, синоним: Dicranura vinula) — крупная ночная бабочка с размахом крыльев 58 — 75 мм и длиной переднего крыла около 3,5 — 4 см. Бабочка вилохвоста пятнистого светло-серого цвета. На передних крыльях расположены матовые зигзагообразные линии. Задние крылья имеют светло-серую окраску.  Белыми волосками у гарпии густо опушены голова и грудь. На каждом сегменте брюшка бабочки расположена тёмная поперечная полоса.

Cerura vinula  Гарпия, или Вилохвост

Время лёта бабочек и спаривания - конец апреля — начало мая. Бабочки активны только в сумерки и ночью. Вскоре после спаривания самка откладывают поодиночке до 400 яиц, располагая их на листья кормовых растений. Яйца бронзового цвета, полушаровидной формы, с белым пятном на вершине, в середине которого черная точка.

Cerura vinula  Гарпия, или Вилохвост

Гусеницы развиваются с июня и по сентябрь. Основу пищевого рациона составляют кормовые растения из рода Ива и Тополь, Осина, листьями которых и питаются гусеницы гарпии. Взрослая особь гусеницы последнего возраста зеленого цвета и может иметь до 6 см в длину. Гусеница на спине с большим фиолетовым пятном в форме ромба, которое по краям окантовано белой полосой. На конце тела гусеницы большой вилкообразный вырост.

Cerura vinula  Гарпия, или Вилохвост

Будучи потревоженной, принимает специальную угрожающую позу — надувает и поднимает передний конец тела, затем втягивая его в увеличенный первый сегмент брюшка, при этом на заднем конце тела вытягиваются две пахучие нити - придатки видоизменённых подталкивателей, то есть последней пары ног, - того самого вилкообразного выроста. Сильно потревоженная гусеница может выбрызгивать из поперечной щели, расположенной на первом грудном сегменте, едкую жидкость.

Cerura vinula  Гарпия, или Вилохвост

Голова гусеницы гарпии бурого цвета, с красной каймой, плоская, втянута в грудь.  Гусеницы после завершения питания уходят на окукливание в конце лета — начале осени. Куколка тёмная, буро-красного окраса, толстая цилиндрическая, обычно располагается на стволах и ветках кормового дерева. Гарпия большая зимует в фазе куколки, которая обычно окружена прочным коконом, изготовленном гусеницей из измельченной коры.

Читать: Хохлатки