Питание животных и их названия

Питание животных и их названия

Перейти в оглавление раздела:Пищевое (кормовое) поведение

Скажи мне, что ты ешь, - и я скажу, кто ты

ZOO-БИЗНЕС № 11-12/2004

Раздавая животным имена, разумеется, нельзя было обойти вниманием их привязанность к определенной пище. Даже само отношение к питанию отразилось в названиях или кличках животных. Вот хотя бы сова неясыть, надо полагать, не страдает отсутствием аппетита! Потому и названа столь выразительным именем, передающим характер ненасытной хищницы.

Название рыбы жереха происходит от старинного слова «жер» — клев, пища, аппетит, а также от глагола «жерати», в современной форме — «жрать». Звучит грубовато, но зато точно! Фото

Жерех-обжора — по существу, тезка неясыти-ненасытной.

Предполагают, что старой формой названия одного из наиболее неприятных животных — крысы — было «грыза», происходящее, естественно, от «грызть». Понятно, что по этому же способу питания назван и весь многочисленный отряд грызунов.

Кто-то грызет, а кто-то глотает — да еще как! Очень красноречиво передает характер такого глотания название одной глубоководной рыбы — живоглота. Небольшая рыбка, всего 30 сантиметров, но желудок у нее настолько легкорастяжимый, а проглоченная добыча бывает настолько велика, что сам живоглот выглядит эдакой прилипалой, с комфортом устроившейся на крупном и несколько обособленном от остального тела брюхе.

В приведенных выше примерах отражен сам процесс питания, подход к еде. Другой тип имен содержит уже прямое указание на род пищи — это большая группа животных разных классов, имена которым даны по любимому или даже единственному их корму. Например, всем известный медведь буквально означает «едящий мед». Хотя пчелиный мед — отнюдь не основная пища Топтыгина, но его привязанность к меду слишком бросается в глаза, когда, добравшись до дупла, где гнездятся пчелы, или же до ульев на пасеке, мохнатый зверь готов выдерживать атаку разъяренного роя ради желанного лакомства.

Собрат медведя по пристрастию к сладкому — довольно крупный зверь семейства куньих медоед, обитающий в Африке и Южной Азии. Он совсем не прочь полакомиться сладким и ароматным медом и нередко забирается на деревья, чтобы с сознанием дела опустошать гнезда диких пчел. А обнаруживать пчелиные гнезда медоеду так же, как и другим его добытчикам, в том числе и человеку, помогает интереснейшая птица — медоуказчик. Громкими криками и характерными перепархиваниями медоуказчик умеет привлечь внимание к своей особе и буквально приводит шаг за шагом очередного искателя к пчелиному гнезду. Делает он это, разумеется, не из любви к искусству, а в надежде самому поживиться в разоренном гнезде. Долгое время считалось, что медоуказчик поедает личинки пчел. Но оказалось, что эта птица лакомится… воском, что поначалу привело видавших виды натуралистов в некоторое замешательство: ведь общеизвестно, что воск не переваривается желудочным соком животных! Может, у кого и не переваривается, а у медоуказчика очень даже переваривается. В его кишечном тракте нашли целую микрофлору — особые бактерии, способные разрушать воск и переводить его из неудобоваримой пищи в корм, достаточно легко усвояемый желудком птицы.

Замечательная особенность кишечника медоуказчика отличает его от всех позвоночных животных; она свойственна, кроме этой птицы, только очень немногим насекомым. В частности, тем же знаменита муха со странным названием нефтяная псилопа. Ее личинки, живя в нефтяных источниках Калифорнии, умеют также с помощью микрофлоры своего кишечника разлагать содержащийся в нефти парафин.

Помимо медведя и медоеда, есть еще немало столь же прозрачных кличек. Муравьед, например. За один день этот величайший любитель насекомых умудряется поедать до 30 тысяч муравьев. Пристрастие к подобной пище вызвало у муравьеда изменения ряда органов. Так, у него длинный, 60-тисантиметровый, червеобразный язык, которым животное легко добирается до самой середины муравьиного гнезда. Втягивая затем язык с прилипшими к нему насекомыми, муравьед счищает их во рту особой щеткой из роговых сосочков, расположенных на внутренней поверхности щек и на нёбе. Во время приема пищи, язык муравьеда вытягивается и втягивается обратно до 160 раз. И всегда эта процедура сопровождается обильным слюноотделением, поскольку для приклеивания муравьев требуется большое количество клейкой слюны, так что слюнные железы у него гораздо лучше, чем у всех остальных млекопитающих. Еще одна особенность — у муравьеда нет зубов, а их роль принимают на себя сильные мускулистые стенки желудка с ороговевшей выстилкой внутри. Кроме того, в желудке всегда найдутся песок и камешки, помогающие перетирать неразжеванных насекомых.

Судя по названию одного из тараканов — муравьелюб — можно подумать, что этот мелкий, бескрылый, с сильно редуцированными глазами тип проникся к муравьям пылкой любовью. Ничего подобного! Живя в гнезде муравьев-листорезов, он на своих хозяев не обращает ни малейшего внимания, а они отвечают ему таким же полным равнодушием. В чужом доме муравьелюба интересуют лишь заботливо выращиваемые неутомимыми тружениками грибы, которые и составляют его рацион. Так что правильнее было бы именовать таракана не муравьелюбом, а, скажем, гриболюбом или даже грибовором....