Яйца бабочек. Бабочки, Чешуекрылые. Отряд: Lepidoptera = Чешуекрылые (Бабочки).Класс Насекомые - Insecta

Биология бабочек: Гусеницы бабочек;(2);(3);(4);

Читать дополнительно:Яйца бабочекПодалирий * Тутовый шелкопряд

Формы и размеры яиц характерны для каждого вида. Их диаметр от 0,2 до 1 мм; длина (высота) у дневных бабочек часто превышает 1 мм. Они бывают то округлыми или яйцевидными, то грушевидными или дисковидными, то имеют вид квадрата с закругленными углами. Одни яйца сильно вытянуты, другие уплощены наподобие чешуи. У дневных бабочек встречаются в основном два типа яиц: яйца первого типа - гладкие и полушаровидные - откладывает парусник, яйца второго типа - высокие, вытянутые и ребристые - характерны для белянок и нимфалид.

Яйца бабочек могут быть разнообразной формы. В зависимости от рода и вида яйца могут быть круглыми, цилиндрическими, шаровидными, яйцеобразными, угловатыми.

Яйца целиком одеты твердой скорлупой (хорионом). Только в одном месте оставлен крошечный канал (микропиле), находящийся против ядра яйцеклетки. Через это микропиле в яйцо при оплодотворении проникает сперматозоид. Структура хориона вокруг микропиле сетевидна или напоминает лепестки розы. Это так называемая микропилярная зона, характерная для отдельных видов чешуекрылых и могущая служить для определения вида уже при нахождении яиц.

Яйца бабочек

Остальная поверхность яйца может быть совершенно гладкой, однако в большинстве случаев на ней различима мелко- или грубозернистая структура. Такая скорлупка может быть изрезана сеточкой, покрыта точками, может быть бородавчатой или ребристой, иметь в разрезе вид шестерни, может быть покрыта шипами или щетинковидными образованиями.

Внешняя поверхность яйца может быть рельефной, образовывая углубления, точки, полоски, бугорки, расположенных, как правило, в симметричном порядке. Окраска чаще всего белая и зеленоватых оттенков, реже — бурая, жёлтая, красная, голубая, тёмно-зелёная, иногда с цветным рисунком.

Яйца бабочек

Самка бабочки откладывает яйца, как правило, непосредственно на кормовое растение гусеницы или в другое место, отвечающее требованиям данного вида. Количество яиц в кладке у различных видов весьма разнообразно, от нескольких десятков до сотен, и может достигать тысячи у некоторых ночных бабочек.

Самки откладывают яйца в зависимости от вида, по одному, группами по нескольку штук или небольшими кучками. Так поступают крапивница и дневной павлиний глаз, откладывая весной яйца на побег крапивы, который затем колониально живущие гусеницы объедают дочиста. Хорошо известны также кладки желтых или оранжевых яиц капустницы на листьях капусты, кольраби и других крестоцветных. Свежеотложенные яйца бывают обычно желто-белые, желто-оранжевые, серые или зеленоватые, впоследствии они темнеют, особенно заметно перед выходом гусеницы.

Самки откладывают яйца на листья, стебли или ветки кормовых растений. Их число в кладке зависит от вида и может быть больше 1000, однако до взрослой стадии выживают немногие. Самки могут покрывать яйца волосками из густого пучка на конце брюшка. Отложенные яйца могут покрываться выделениями из придаточных половых желёз, которые, застывая, образуют защитный щиток (яблонная моль). Средняя продолжительность стадии яйца 8—15 дней.