Способ размножения земноводных. Размножение, репродуктивное поведение. Пища, еда, кормление, питание амфибий. Осязание, слух, обоняние, ориентация. Зрение земноводных: анатомия, строение, пение, питание, охота. Квакша, лягушка, жаба, тритон, червяга, саламандра:амфибии, земноводные: фот

Репродуктивное поведение земноводных

ФотоПерейти в оглавление раздела : Особенности поведения амфибий

* Читать: Репродуктивное поведение амфибий (размножение)

* Читать: Забота о потомстве у земноводных

Еще один способ размножения земноводных

Земноводные удивляют многообразием способов размножения, включающих различные виды спаривания, откладки яиц и строительства гнезд. Это - и хорошо известные плавающие желеобразные кладки лягушек; и почти незаметные, отложенные поодиночке и завернутые каждое в травинку яйца тритонов; и наполненные яйцами причудливые парные прозрачные мешки сибирских углозубов. А есть и экзотические, но тоже широко известные зоологам способы, например такие, как у жабы-повитухи, самцы которой носят кладки на своих задних лапах, или у американской пипы, вынашивающей свою молодь в ячейках на спине, или у строящих пенистые подвешенные на ветвях гнезда ракофорусов. Ученым известно 29 способов размножения только у бесхвостых земноводных. По-видимому, округлить это число удалось американцу С.Хаддаду и австрийцу В.Хёдлю, сотрудникам Калифорнийского и Венского университетов, изучавшим размножение бразильской лягушки семейства Microhylidae - Chiasmocleis leucostricta.Фото

В бразильском штате Сан-Паулу после сильного тропического ливня они наблюдали необыкновенное скопление этих лягушек во временно образовавшемся обширном пруду. Сотни самцов оглашали ночью окрестности призывными сигналами. Они либо сидели на берегу, либо активно плавали в поисках самок. Как и у других бесхвостых земноводных, у этих лягушек готовый к размножению самец плотно охватывает самку передними лапами - так плотно, что разделить их не могут никакие обстоятельства. Эти крепкие объятия называют амплексусом. Хаддад и Хёдль нашли несколько таких пар и поместили их в аквариумы, в которых и наблюдали необычный способ откладки яиц и строительства гнезда у этого вида. Фото

Плавающая по поверхности воды пара в амплексусе резко ныряет так, что сближенные клоаки самца и самки оказываются над водой. В этот момент самка откладывает порцию из 1 - 4 яиц, а самец их оплодотворяет. Около 70 раз лягушки повторяют эту процедуру. Яички склеиваются друг с другом благодаря выделяемой самкой слизи и плавают на поверхности воды. Закончив кладку, родители подныривают под нее и выпускают из ноздрей пузырьки воздуха. Затем выныривают и возвращаются под кладку с новой порцией воздуха. Повторив эту процедуру раз 50, они сооружают плавучее гнездо (пузырьки воздуха надежно удерживаются окружающей яйца слизью). Погруженные в пену яйца, очевидно, лучше развиваются, поскольку не мешают друг другу получать достаточное количество воздуха, а кроме того, предохраняются от колебаний температуры и механических повреждений.

Вообще пенистые гнезда довольно широко распространены среди бесхвостых земноводных, но у всех известных до сих пор видов пену создавал один из родителей, активно взбивая лапами выделяющуюся при откладке яиц слизь. Обнаруженный у Chiasmocleis leucostricta способ до сих пор не был известен у амфибий. Что-то похожее есть у лабиринтовых рыб - аквариумистам хорошо знакомы гнезда из пузырьков, которые строят и поддерживают самцы бойцовых рыбок ("петушков"). Но пузырьки в гнездах петушков не защищены слизью и поэтому без постоянного внимания самца быстро расплываются. Кроме того, лабиринтовые рыбки "работают" ртом, а хиасмоклеис - "носом".

Д.В.Семенов, кандидат биологических наук Москва.

Источник:http://vivovoco.rsl.ru