Семиреченский лягушкозуб. Ranodon sibiricus Kessler, 1866 = Семиреченский лягушкозуб. Мир Земноводных: жабы квакши, лягушки, тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Вид: Ranodon sibiricus = Семиреченский лягушкозуб

Вид: Ranodon sibiricus Kessler, 1866 = Семиреченский лягушкозуб

Довольно крупный вид, длина тела с хвостом до 25 см. По бокам тела 11 —13 хорошо выраженных поперечных бороздок. Хвост уплощен с боков, на спинной стороне имеет плавательную складку. Окраска серовато-коричневая.

Распространение ограничено некоторыми районами гор Джунгарского Алатау (Тянь-Шань) в пределах СНГ и смежных районов Китая. Область обитания лягушкозуба именуют еще Семиречьем — отсюда образовано русское название вида.

Обитает в бассейне среднего течения р. Коксу, в реках Коре, Чиже, Белахты, Чимбулах и Текелинке. Предполагается обитание в верхнем течение р. Биже на хребте Алтынэмель.

Населяет мелкие ручьи и ключи с каменистым дном и температурой воды 6—19°С на высоте 1800—2500 м н. у. м. у верхней границы лесной растительности. Устойчив к влиянию низких температур. При температуре выше 24—26°С проявляет беспокойство, при длительном ее воздействии погибает. Избегает солнечных лучей. Днем держится под. камнями или нависшими берегами в воде. Активность сумеречная и ночная. Максимальная численность — 20—25 особей различного возраста или 20—25 личинок на 100 м ручья. Взрослые особи могут перемещаться по суше от водоема к водоему. Зимует в незамерзающих ключах.

Питается личинками ручейников, бокоплавов, двукрылых, жуков, паукообразными и червями.

Икрометание происходит с середины апреля — мая до августа. Самцы прикрепляют сперматофоры к нижней поверхности свисающего в воду камня, а самки прикрепляют икряные мешки у основания сперматофор. В каждом икряном мешке 20—25 яиц. Развитие происходит около 25 дней при температуре воды 8—12°С. После выклева личинки опускаются на дно. Длина личинок при выклеве 15—20 мм. Личинки перезимовывают и к концу следующего лета метаморфизируют при длине около 50 мм. На четвертом году жизни становятся половозрелыми. В условиях террариума при температуре воды 20—25°С развитие личинок происходит за пять месяцев.

Численность сокращается в связи с выпасом скота и загрязнением ручьев и ключей навозом. Основная мера охраны — ограничение выпаса скота в местах обитания. Включен в Красную книгу Казахстана.