грач перелетная птица. Вид: Corvus frugilegus Linnaeus, 1758 = Грач. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Грач и человек

Читать : Corvus frugilegus = Грач

...Иногда грачей недолюбливают за то, что они кое-где портят посевы — выкапывают посеянное зерно (особенно кукурузу) и молодые всходы. В южных районах грачи повреждают арбузы, дыни, клубни картофеля. Во многих местах грачам очень понравился раздельный способ уборки зерновых. Они замечают, где у нерадивых хозяев слишком долго лежат неподобранные валки пшеницы, прилетают туда стаями и выклевывают зерно из колосьев. Таких грачей я видел в разное время в Челябинской и Рязанской областях, в Донбассе и в Башкирии. Часто рядом с грачами по валкам пшеницы и ржи расхаживают серые вороны и галки. И все же в целом грачи птицы полезные. Они истребляют массу вредных насекомых и их личинок, а также мышевидных грызунов, чем приносят большую пользу сельскому хозяйству. Поэтому они заслуживают полной реабилитации я охраны. Разумеется, в местах, где грачи могут причинить ущерб полям, бахчам и огородам, их приходится отпугивать.

Грачи, обитающие в южных районах нашей страны, в том меле и на Украине, относятся к группам оседлых или кочующих. Грачи более северных районов, в том числе московские и башкирские, — птицы перелетные. В отличие от других своих родственников — ворон, сорок и крупных воронов, — они улетают за зиму в более южные области. В некоторых местах, где можно прокормиться, грачи остаются зимовать. Таких зимовщиков наблюдали в ряде районов Московской и других областей. Причем, сначала таких храбрецов были единицы, а потом и небольшие стайки. Они стали санитарами — промышляют вдоль дорог, по свалкам, полям орошения, возле мусоросборников — везде, где только можно поживиться. Вместе с воронами они очищают дороги и дворы в селах и городах.

Весной грачи первыми из перелетных птиц появляются в родных им местах. Освоившись, отдохнув с дороги и побродяжничав немного, они чинят старые или строят новые гнезда, откладывают яйца и первыми же начинают высиживать птенцов. Строительство гнезд сопровождается оживлением в грачиной колонии, шумом, иногда небольшими стычками.

Любопытную картину мне удалось наблюдать в конце апреля 1978 года в парке имени Матросова в центральной части города Уфы. Здесь уже много лет существует небольшая колония грачей. В этом году гнезда появились и на четырех высоких, тонких соснах, заканчивающихся небольшими зелеными кронами. В гнездах здесь уже сидели грачихи, а самцы находились поблизости — кто на краю гнезда, кто на соседней ветке. Было уже шесть часов вечера, и птицы постепенно готовились к отдыху. Рассматривая гнезда, я заметил, что к крайнему и верхнему гнезду подлетел грач. Видимо, это был чужой, так как из гнезда вылетела самка, нацелив на него клюв. Грач увернулся и сел на ветку снизу. Грачиха вернулась в гнездо. А грач передвижками-перелетами подобрался к ее гнезду, вытащил из него клювом прутик и перелетел с ним к четвертой сосне, где у него было свое гнездо с сидевшей в нем самкой. Пристроив прутик на место, грач снова полетел к чужому гнезду. За несколько минут этот грач-мародер раз пять совершил такие воровские налеты на чужое гнездо и каждый раз тащил к себе прутик. Такой грабеж оставался для него безнаказанным, так как сидевшая на гнезде грачиха не могла дать ему должного отпора, да, видать, и гнездо с яйцами не могла оставить. Самца возле этого гнезда не было: или задержался где-то на кормежке или вообще пропал.

Случается, что грачи для устройства гнезд выбирают не деревья, а разные высокие сооружения, вплоть до стоящих башенных кранов. В прошлом году в начале мая пара грачей устроила себе гнездо на металлической опоре высоковольтной линии, проходящей по улице 8 марта в одном из центральных районов Уфы. Для выстилки основы из уложенных прутьев грачи — и самец, и самка — собирали сухие стебли травы и разные бумажки; на соседнем газоне. Вскоре гнезда появились еще на двух соседних опорах.......