Кудрявый пеликан.Pelecanus crispus Bruch = Кудрявый пеликан. Пеликан, Пеликаны, пеликановые Pelecanus Linnaeus = Пеликаны. Веслоногие, пеликанообразные:Отряд: Steganopodes, или Pelecaniformes = Веслоногие, пеликанообразные: биология, экология, размн

Вид: Pelecanus crispus = Кудрявый пеликан

Вид: Pelecanus crispus Bruch = Кудрявый пеликан

Читать : Кудрявый пеликан

СТАТУС. Малочисленные виды (II категория)

Ареал обитания: Редкий вид численность которого резко сократилась. Внесен в Красную книгу МСОП.

Длина крыла 725-770 мм.

Распространение. В России гнездится в Ахтарского-Гривенской системе лиманов восточного Приазовья, в дельте Волги (преимущественно в районе между Кировским и Гандуринским каналами), на оз. Маныч-Гудило, в дельте Терека (Кизлярский и Аграханский заливы), на юге Тюменской обл.- на озерах Черном, Б. Белом и Тундровом. Нерегулярное гнездование отмечается на Чограйском водохранилище и Меклетинских озерах Калмыкии (1 - 7) . Вне России область гнездования охватываетКазахстан,Узбекистан, Болгарию, Румынию, Албанию, Грецию, Югославию, Сирию, Ирак, Иран, Монголию и Китай (8) .

Ареал вида существенно сократился. В конце ХIХ - первой половине ХХ ни. кудрявый пеликан исчез из низовьев Днепра, зал. Сиваш, устья Дона, Волго-Ахтубинской поймы, Сарпинских озер, горных озер Армении и низменностей Азербайджана, побережий Северо-Восточного Каспия, озер ВолжскоУральского междуречья и Северного Казахстана. В других районах численность вида резко сократилась.

Гнездится на крупных проточных и полупроточных богатых рыбой водоемах с мощными зарослями тростника, чередующимися с открытыми плесами. Иногда поселяется на соленых водоемах без надводной растительности, с островами, Гнездовые стации - тростниковые заросли с заломами или сплавиной у края открытой воды, отдельные куртины тростника, изредка слабозаросшие небольшие острова. Гнездовые колонии (от нескольких пар до нескольких десятков, изредка - сотен пар) разобщены друг от друга на десятки, а чаще - на многие сотни километров. Местонахождение колоний более или менее постоянно.

В летнее время наблюдаются широкие кочевки неполовозрелых птиц. Уже в конце мая - начале июня неразмножающиеся пеликаны из Казахстана и Средней Азии в массе появляются в дельте Волги. Во второй половине июля - августе их численность в этом районе еще более возрастает в результате подкочевки птиц, закончивших размножение, и молодняка (5).

В период весенних и осенних миграций кудрявые пеликаны обычны на западном побережье Каспия. Зимой встречаются в Ленкоранской низменности и на юго-восточном Каспии. Основные зимовки расположены в Иране, Ираке, Пакистане, в Северо-Западной Индии, Юго-Восточном Китае (8, 9) .

Численность. Резкая депрессия кудрявого пеликана наблюдалась на рубеже ХIХ и ХХ вв. Численность вида в отдельных регионах претерпевала существенные колебания. В дельте Волги после исчезновения в начале ХХ в. кудрявые пеликаны впервые загнездились на участках Астраханского заповедника в 1930 г. C 1935 по 1955 г. их численность была высокой - в отдельные годы учитывалось 200 - 350, а иногда и 1500 гнездящихся пар. Однако уже в 1958 г. здесь гнездилось всего 70 - 80 пар. В 1960 - 1968 гг. в дельте Волги гнездилось от 28 до 132 пар, в 1972 - более 90 пар, в 1974 - 135, в 1978 и 1979 гг. - 145 пар, в 1980 г. - 93 пары (5, 10, 12). В дельте Терека до 50-х гг. текущего столетия кудрявый пеликан был довольно обычен. В последующем, в результате интенсивного освоения плавней, его численность резко сократилась. В 1974 г. здесь гнезди- лось только 60 пар этих птиц, а в 1980 г.- 41 пара (11) .

На оз. Маныч-Гудило кудрявые пеликаны появились в 1953 г., когда этот сильно засоленный водоем был обводнен специальным каналом из р. Кубань. В 1955 г. здесь найдена колония кудрявых пеликанов в 25 гнезд. В двух других колониях учтено еще 110 пеликанов (вид, к сожалению, неизвестен). В 1969 - 1980 гг. на оз. Маныч-Гудило ежегодно гнездилось от 13 до 30 пар кудрявых пеликанов (2). Гнездование этого вида в долине Маныча отмечается также на Меклетинских озерах (в 1975 г.- 23 пары) и Чограйском водохранилище ( в 1979 г.- 13, в 1980 г.- 8 пар) (6, 7). В Восточном Приазовье численность кудрявых пеликанов с начала 50-х гг. до настоящего времени не претерпевала существенных изменений и составляет 40 - 45 гнездящихся пар (4) .

В Тюменской лесостепи кудрявые пеликаны после длительного перерыва появились на оз. Черном в 1937 - 1938 гг. В конце 40-х гг. отмечено гнездование нескольких пар. В последующем и до конца 60-х гг. здесь регулярно гнездилось от 6 - 34 до 70 - 90 пар, а в 1978 г.- 105 пар этих птиц (1, 13) . Современная численность кудрявых пеликанов, гнездящихся на территории России, изменяется от 250 до 380 пар, достигая после размножения 1000 особей.

В летних скоплениях, прикочевывающих в дельту Волги с востока, учитывалось: в 1969 - 1972 гг. - 2 - 3 тыс. птиц, в 1975 - 1980 гг.- 4 - 4,5 тыс. птиц (5, 12). Таким образом, общая численность вида в конце летнего периода составляет на территории России 5 - 5,5 тыс. особей.

Лимитирующие факторы. На темпах прироста численности существенно сказываются репродуктивные показатели вида. Половая зрелость наступает в возрасте трех лет. В кладке обычно 2 - 3 яйца. В среднем на одну гнездящуюся пару приходится от 1,5 до 2 птенцов, поднявшихся на крыло. На оз. Маныч-Гудило в годы с высоким уровнем воды происходит интенсивный размыв островов - мест гнездования. В дельте Волги много кладок гибнет во время нагонных ветров. Численность вида лимитируется также особенностями питания. Кудрявый пеликан поедает в сутки около 1 кг рыбы. В местах размножения за 8-месячный период пребывания семье пеликанов необходимо около 1000 кг рыбы.

В результате уменьшения обводненности засушливых территорий в ходе естественных циклических изменений увлажненности Палеарктики (14) к концу ХIХ - началу ХХ вв. заметно сократилась общая площадь водоемов, пригодных для обитания вида. В ряде мест на состоянии численности отрицательно сказался хищнический отстрел с целью заготовок шкурок, а также общее освоение территории человеком. С середины ХХ в. зарегулирование стока рек и массовый забор воды на орошение еще более сократили площадь водоемов. По этой же причине, а также вследствие сильной эвтрофикации нарушилась естественная ритмика водных угодий, в результате чего усилились зарастание водоемов, их засоление, снизилась рыбопродуктивность. Увеличились также скорости освоения и преобразования угодий, возрос фактор беспокойства в гнездовой период.

Меры охраны. Охота на пеликанов запрещена. Вид внесен в Приложение II к Конвенции СИТЕС. С 1960 г. в предустьевом пространстве дельты Волги и с 1974 г. на озерах Черном, Белом и Тундровом запрещен рыбный промысел в весенне-летний период. Необходимо сохранить наиболее ценные водоемы засушливых территорий путем правильного использования стока воды и проведения комплекса гидромелиоративных работ. На оз. Маныч-Гудило необходимо восстановить небольшие пологие острова. В местах появления новых колоний пеликанов следует создавать охотничьи заказники с действенной охраной. Необходимо отказаться от отлова молодых птиц для зоопарков и различных выставок.

Источники информации: 1. Азаров, Иванов, 1981; 2. Кривенко, 1981; 3. Пишванов, 1975; 4. Борисов, 1977; 5. Кривоносов, Бондарев, 1978; 6. Кривенко, Любаев, 1981; 7. Любаев, Кривенко, 1981; 8. Судиловская, 1951; 9. Кищинский, 1978; 10. Кривенко, 1975; 11. Пишванов (личн. сообщ.); 12. Гаврилов, Кривоносов (личн. сообщ.); 13. Молчанова, 1974; 14. Шнитников, 1963. Составитель: В. Г. Кривенко.