Ястребиная сова Вид: Surnia ulula Linnaeus = Ястребиная сова Нормальные [настоящие] совы. Совы, совообразные:Отряд: Striges, или Strigiformes = Совы, совообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Surnia = Ястребиные совы

Вид: Surnia ulula Linnaeus = Ястребиная сова

Читать дополнительно: Ястребиная сова

Несколько обособленный от других сов вид - ястребиная сова (Surnia ulula). Она имеет средние размеры, круглую небольшую голову, неполный лицевой диск, относительно маленькие глаза, длинные острые крылья, длинный, резко ступенчатый хвост, густооперенные цевки и пальцы. Общая длина ястребиной совы 35-40 см, при размахе крыльев 70-80 см, длина крыла 22-25 см, масса 250-370 г. Самки крупнее, чем самцы.

Общая окраска взрослых самцов и самок на спинной стороне шоколадно-бурая с белыми крапинами, особенно развитыми на темени, шее и плечевых; маховые и рулевые темно-бурые с беловатым поперечным рисунком; брюшная сторона белая с правильными поперечными черновато-бурыми полосками. Радужина желтая, клюв желтовато-бурый, когти черные.

Ястребиная сова особенно характерна для пояса тайги Северной Америки, Европы и Азии. На севере ее ареал доходит до границы леса, на юге до средней части Скандинавии, центральных частей европейской части СССР, южной окраины тайги в Сибири - Тюмени и Алтая. Ястребиная сова встречается также на Тарбагатае, в Тянь-Шане, на севере МНР, в Маньчжурии, Приморье и на Сахалине.

Оседлая птица, связанная в распространении с древесной растительностью, главным образом хвойной. Впрочем, временами ястребиная сова совершает нерегулярные кочевки, появляясь тогда к югу от гнездовой области; более правильные кочевки наблюдаются у сибирских сов. Обычная птица, но численность ее колеблется по годам, в основном в зависимости от "урожая" или "неурожая" кормов - мышевидных грызунов. Численность грызунов определяет и плодовитость, и масштабы кочевок ястребиных сов.Фото

Гнездится главным образом на деревьях с обломанными вершинами, иногда в дуплах осины или в старых гнездах других птиц (вороновых, хищных).

Откладывание яиц происходит обычно в апреле. Кладка чаще всего состоит из 3-4 белых яиц, но в "мышиные" годы значительно больше - из 7, 9, даже 10, в исключительных случаях из 13 яиц. Насиживает самка начиная с откладки первого яйца, быть может, при некотором участии самца. Продолжительность насиживания точно не установлена, вероятно, около 4 недель. Птенцы - подлетки встречаются обычно во второй половине июня, вполне выросшие летные молодые в разных числах июля. Пищу ястребиной совы составляют, в первую очередь, грызуны (лемминги и другие полевки).

Нападает сова и на птиц - на белых куропаток и на разных воробьиных. Ястребиная сова - дневная птица, она охотится в светлое время дня, в особенности рано утром или под вечер.

Длиннохвостая птица, снизу рябая как ястреб, однажды на Московском ипподроме перед всей почтенной публикой на трибунах точно с ясного неба упала на беговую дорожку и унесла воробья. Ястребиная сова! У нее такие приметы:

«Полет быстрый с чередованием взмахов и скольжения, напоминает соколиный. Малоосторожна и заметна, часто садится на вершины деревьев или на телеграфные столбы. Голос — соколиное «ки-ки-ки» и своеобразное «уль-уль-уль» (В. Е. Флинт, Р. Л. Бёме, Ю. В. Костин, А. А. Кузнецов). Фото

Глаза и клюв желтые, «ушей» нет, а полет более шумный, чем у всех сов. Ареал? Узкой, но длинной полосой тянется по зонам таежных лесов Америки, Европы и Азии.Род Ястребиные ·совы - Surnia

Ястребиная сова - Surnia ulula- некрупная длиннохвостая сова изящного сложения с относительно небольшой приплюснутой головой и слабо развитым лицевым диском, его окраска - светло-серая, по контуру кайма из коротких темных перьев. Длина 36-39 см (до 41 см), масса 270-400 г, обычно 300 г, размах крыльев 74-81 см. «Ушек» нет. Половой диморфизм в размерах невелик. Окраска темно-серая с белыми пестринами сверху, снизу светло-серая с частыми темными продольными полосами. Сочетание беловатых и темных пестрин, крап, полосы, хорошо маскирующие птицу, скажем, под кору берез (иногда ее называют березовой совой). Клюв светлый, лимонно-желтую радужину оттеняют черные «брови».

Свое название на большинстве языков - «ястребиная сова» - птица получила из-за пропорций тела и хвоста, довольно длинных заостренных крыльев, поперечной ряби по низу тела, цвета глаз и привычки появляться днем.

Полет быстрый, волнообразный с чередованием взмахов и скольжения. Голос - высокая улюлюкающая трель продолжительностью 3-4 секунды (отсюда видовое название «ulula»), короткие лающие и мяукающие звуки, свист, щебет. При беспокойстве издает звонкое «кия-кия-кик», похожее на крики соколов.

Ареал ястребиных сов циркумбореальный - таежная и лесотундровая зоны обоих северных континентов (повторяет ареал бородатой неясыти, кроме того включает ельники Тянь-Шаня, лиственничники Сахалина, березняки Камчатки). В тайге вид предпочитает осветленные участки - гари, опушки, окраины болот, лиственничные, сосновые и березовые редколесья.

Ястребиная соа непуглива, часто сидит открыто на вершинах сухих деревьев. Встречается в пределах гнездового ареала круглый год, но не оседла, а совершает сезонные кочевки или номадна. Зимой может появляться в Подмосковье и южнее, до лесостепи. Питается мышевидными грызунами, в основе - мелкие млекопитающие, лемминги и полевки, а также птицы, лягушки и рыба. Зимой в рационе существенно возрастает доля мелких птиц. Охотится даже на куропаток. Обычно караулит жертву на присаде, но часто настигает и в угон. Активна в сумерки и днем.

Ястребиная сова токует в марте, гнездится в апреле-мае в дуплах, чужих гнездах. Кладка большая - 6-12 яиц. Сроки насиживания и выкармливания - как у неясытей (25-30 дней); птенцы покрыты серым мезоптилем с поперечной рябью, лицевой диск темный. Молодые покидают гнездо в возрасте 30 дней, хорошо летают они через 2 недели после того, как покидают гнездо, а еще через 8 недель становятся полностью независимыми. Выводки распадаются в сентябре, молодые размножаются со следующего года. Довольно обычна, хотя численность никогда не бывает большой, поскольку она находится в зависимости от величины поголовья грызунов. В Европе численность ястребиной совы сокращается.

Известны подвиды:

Surnia ulula ulula - от Скандинавии через Сибирь до Сахалина и Северного Китая;

Surnia ulula tianschanica - Тянь-Шань;

Surnia ulula caparoch - Аляска, от Северной Америки до Лабрадора.

По материалам книги Коблик Е.А. Разнообразие птиц, часть 3, Москва, Издательство Московского университета, 2001 и сайта http://www.owls.org/.