Обыкновенная [озерная] чайка.Вид: Larus ridibundus Linnaeus, 1766 = Обыкновенная [озерная] чайка. Чайки, чайковые, Водорезы, водорезовые, Поморники, поморниковые, Крачки, крачковые. Чайки, чистики и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножени

Вид: Larus ridibundus Linnaeus, 1766 = Обыкновенная [озерная] чайка

Отряд: Charadriiformes = Ржанкообразные

Подотряд: Lari = Чайки

Семейство: Laridae Rafinesque, 1815 = Чайки, чайковые

Род: Larus Linnaeus, 1758 = (Настоящие) чайки

Вид: Larus ridibundus Linnaeus, 1766 = Обыкновенная [озерная] чайка

Читать окончание : Обыкновенная [озерная] чайка

Вид: Larus ridibundus = Обыкновенная [озерная] чайка Фото

Общая характеристика и полевые признаки. Чайка средних размеров (немного меньше черноголовой чайки и морского голубка, примерно на 25% меньше сизой чайки). В брачном наряде имеет темно-коричневую голову (издали выглядит черной), граница коричневой окраски на шее у стоящей птицы косая - идет от затылка к горлу (у малой и черноголовой чаек головы в брачном наряде черные, включая затылок, в связи с чем граница черного цвета почти горизонтальная). Концы крыльев черные (у черноголовой и малой чайки белые), нижняя сторона крыльев относительно светлая (у малой чайки темно-серая). Хорошим отличительным признаком во всех нарядах служит клинообразно расширяющийся в дистальной части ярко-белый передний край крыла, образованный первостепенными маховыми и их кроющими. В зимнем наряде по окраске очень похожа на морского голубка, но отличается от него относительно более короткими шеей и клювом, более высоким лбом. Молодые птицы по характерному рисунку верхней стороны крыльев хорошо отличимы от молодых птиц других видов чайковых (у похожего морского голубка верхняя сторона более светлая).ФотоВ Центральной Азии следует при определении учесть сходство с несколько более крупными буроголовой чайкой и реликтовой чайкой.

Подвиды. Монотипический вид.

Описание. Строение и размеры (Московск. обл., оз. Киево). Длина крыла (среднее): самцы (n = 66) 319,1; самки (n = 91) 303,1. Длина клюва (среднее): самцы (n = 65) 36,2; самки (n = 90) 33,0. Масса: самцы (n = 23) 293; самки (n = 37) 257.

Окраска. Самец и самка в брачном наряде. Голова до затылка, подбородок и горло темно-коричневые. Глаза сверху и снизу окаймлены узкой белой полоской. Передняя и средняя часть спины и верхняя часть крыла серые. В дистальной части крыла клинообразное белое пятно, расширяющееся к концу крыла. Концы II—VII первостепенных маховых черные, на конце VIII субтерминальное черно-серое пятно. Остальная часть оперения — шея, нижняя часть тела, хвост, надхвостье — белые. Клюв, края век, ноги — темно-красные, радужина бурая.

Взрослые самец и самка в зимнем наряде. Как в брачном наряде, однако голова белая. Глаз спереди окаймлен черным. Под глазом (иногда и за ним) и в области ушных перьев черно-серые пятна. Пятна у глаз (менее выражены пятна у ушных отверстий) могут быть связаны темной полосой, проходящей поверх головы. Клюв светло-красный с темным концом, ноги светло-красные. Фото

Пуховой наряд. Охристо-бурый (варьирует в довольно широких пределах) с крупными черно-бурыми пятнами различной формы. Клюв грязно-мясного цвета с темным концом, ноги тоже грязно-мясные.

Гнездовой наряд. Голова светло-бурая, более светлая в передней и нижней части. На ней можно различить более темное пятно перед глазом, полосу под глазом и пятно в области уха, более светлое пятно за глазом. Задняя сторона шеи и передняя часть спины серовато-бурая с желтоватыми концами перьев. Задняя часть спины серая с переходом в белое в области надхвостья. Хвост белый с темно-бурой предвершинной полосой шириной 15—25 мм, за который следует узкая желтоватая каемка на самом конце перьев (на крайней паре рулевых предвершинное пятно может отсутствовать или быть небольшим). Плечевые перья бурые с более светлым желтоватым окаймлением и серые. Второстепенные маховые с темными концами. Первостепенные маховые черновато-бурые с белым (II-V) и серым (VI-VII) клинообразным рисунком, который на VIII—XI маховых становится расплывчатым. Верхние кроющие крыла белые, серые и разных оттенков бурого и черновато-бурого цвета. Нижние кроющие серые, на переднем краю крыла белые. Нижняя часть тела белая со светло-буроватой расплывчатой полосой поперек груди. Клюв грязно-желтый с темным концом, ноги грязно-желтые.

Первый зимний наряд. Как зимний наряд взрослых, но хвост и крылья, а иногда и плечевые сохранены от гнездового наряда.

Первый летний наряд. Как первый зимний наряд, но голова у большинства птиц бурая с белыми пестринками, особенно на лбу, горло часто почти белое. Ювенильный рисунок на крыльях и хвосте стал более светлым в результате износа.

Во втором зимнем наряде птицы иногда отличаются от взрослых, по темным отметинам на крыльях (в основном на кроющих наружных первостепенных маховых). Птицы в брачном наряде с белыми пестринками на голове, по-видимому, двухлетние. Более подробные описания приводятся в литературе.

Линька. Послебрачная линька у взрослых полная (конец мая—ноябрь), предбрачная —частичная, сменяется оперение головы и туловища (январь—март, иногда затягивается до мая). Линька в первый зимний наряд частичная: сменяется оперение головы, туловища, часть кроющих крыла (июль—декабрь). Предбрачная после первой зимовки частичная: сменяется оперение головы, туловища, часть кроющих крыла, иногда центральная пара рулевых (январь—май). Послебрачная годовалых: как послебрачная у взрослых, но на 3—4 недели раньше.

Распространение. Гнездовой ареал. Сильное расширение ареала началось с XIX в., но особенно проявилось в XX в., что связано предположительно с потеплением климата, улучшением охраны во многих странах и освоением чайками новых антропогенных источников кормов.

Граница современного ареала на севере вне территории бывшего СССР влючает о-в Ньюфаундленд (первое гнездование в 1977 г.), юго-запад Гренландии (с 1969 г.), Исландию, Фарерские острова, Британские острова, проходит по северу Скандинавского полуострова и Финляндии. На территории бывшего СССР северная граница ареала включает Онежское озеро и проходит около Архангельска, включает верховья Вычегды, проходит на Урале около 60° с.ш., около 67° с.ш. на Оби, 65° с.ш. на Енисее, 65° с.ш. на притоке Вилюя — Мархе, 68° с.ш. на Колыме. Гнездится на Камчатке и к северу от полуострова в Корякском нагорье, а также на о-ве Карагинском. Отсутствуют данные о гнездовании на обширных территориях на западном берегу Охотского моря, но гнездится на его южном побережье, например в нижнем течении Амура. По Г.П. Дементьеву (1951), гнездится на Сахалине, но более поздние авторы этого не подтверждают.

Южная граница гнездового ареала на западе включает отдельные гнездовья в Испании, на юге Франции, на островах Сардиния и Сицилия, долину р. По в Италии, север Югославии и Болгарии, отдельные гнездовья в центральной и восточной частях Турции. На территории бывшего СССР граница ареала проходит по северному побережью Черного моря (отсутствует в Крыму), включает Закавказские республики, огибает с севера Каспий, проходит по дельте Волги, через Камыш-Самарские озера, Актюбинск, спускается к Аральскому морю, включает его северную часть, Сырдарью, равнинные районы Южного и Восточного Казахстана, озера Иссык-Куль и Сон-Кёль в Киргизии. Гнездовые поселения отмечены также на оз. Айдар-куле. Вне бывшего СССР южная граница далее проходит по Монголии, где озерная чайка гнездится на озерах и реках западной, северо-западной и центральной частей страны, на оз. Буйр-Нур и Восточной Монголии, включает северо-восток Китая и советское Приморье.

Зимовки. Популяции, гнездящиеся к северу и востоку от январской изотермы -2,5° С, являются мигрантами, гнездящиеся на Британских островах и в бассейне Средиземного моря оседлы, у населяющих промежуточные области молодые птицы в большинстве случаев мигрируют, а у взрослых в направлении с востока на запад прослеживается возрастающая тенденция к оседлому образу жизни. В массовом количестве зимуют к югу и западу от изотермы 0 °С. Таким образом, в область зимовки озерной чайки входят почти все страны Европы, где это позволяет ледовая обстановка зимой, Средиземноморье, побережья Черного, Каспийского морей, а также морей Индийского и Тихого океанов, омывающих южные и восточные (к югу от 45° с.ш.) берега Азиатского материка. За последние десятилетия чайка стала зимовать на побережье Северной Америки от о-ва Ньюфаундленд до Нью-Йорка, на западном побережье Африки к югу до Нигерии, в Мали и Нигере (в последние, вероятно, попадает, пересекая Сахару), а также в странах восточного побережья Африки к югу даже до Кении и Танзании, где рост числа зимующих птиц связывают с ростом численности озерной чайки на территории бывшего СССР. Для чаек, гнездящихся на территории бывшего СССР, зимовки и миграции наиболее подробно изучены у восточнобалтийской популяции, объединяющей птиц Эстонии, Латвии, Литвы и Калининградской обл.. Эти птицы зимой встречены на обширной территории от Канарских островов и северо-западных берегов Африки до восточного побережья Черного моря (отдельные встречи — на Багамских островах и на Каспии), однако наиболее характерными местами зимовки этой популяции следует считать западное побережье Балтийского моря — юг Швеции, Дания, север восточной Германии, побережье Северного моря, включающее северо-запад западной Германии, Нидерланды, Бельгию, северный берег Франции и южную половину Британских островов, атлантическое побережье Франции и Пиренейский полуостров, озера и реки внутри континента (в основном в Германии, Швейцарии, Венгрии), а также западное Средиземноморье, особенно северное побережье Адриатического моря, долину р. По, юг Франции. Указанные зимовки достигаются в основном двумя путями: 1) чайки пересекают Балтийское море в западном направлении и попадают в южную Швецию и Данию, откуда достигают североморских и атлантических побережий Европы и Африки, а пересекая материк, попадают в Швейцарию и в западную часть Средиземного моря; 2) птицы двигаются вдоль восточного берега Балтийского моря, проходят через Калининградскую обл. (летевшие по первому пути в это время уже в Дании), попадают в Польщу и Германию, где пересекают материк и достигают Адриатического моря. Чайки, гнездящиеся в северной части Прибалтийского региона, более склонны к первому из описанных выше путей, гнездящиеся в южной части — ко второму.

Чайки центральных областей европейской части России — Московской, Ивановской, Рязанской и Ярославской — зимой встречаются от юга Франции на западе до Каспия на востоке, однако их основными зимовками являются побережье Черного и юго-восточное побережье Азовского морей, побережья Италии, Югославии, Греции, восточное Средиземноморье (устье Нила, Ливан, Кипр и др.), среднее и верхнее течение Дуная, Швейцария. В ходе миграции к местам зимовок эти чайки примерно на 3 месяца задерживаются в среднем и нижнем течении Днепра, в низовьях Дона и на Азовском море, что дало основание выделить у них так называемый промежуточный перелет.

Озерные чайки Казахстана и Западной Сибири зимуют на Каспии и предположительно также на берегах Персидского залива и Аравийского моря. Кольцеванием установлена зимовка камчатских озерных чаек в Японии.

Миграции. Оставление гнездовых колоний начинается сразу после подъема молодых птиц на крыло, по срокам оно широко варьирует в зависимости от широты и местных условий в данном году и происходит в основном с третьей декады июня до начала августа. Озерной чайке свойственны послегнездовые кочевки, которые у птиц, гнездящихся вдали от границы ареала, имеют ненаправленный характер, а вблизи границы ареала могут иметь выраженную направленность и связаны с расширением ареала. Наиболее отдаленных зимовок озерные чайки достигают в середине декабря, в феврале их число там сокращается. На ближайших зимовках (например, Адриатика, юго-запад Балтики) чайки пребывают примерно с конца октября — начала ноября до середины марта. Сроки прилета сильно варьируют в зависимости от хода весны, но прилетает озерная чайка, как правило, несколько раньше освобождения водоемов ото льда. Например, в Эстонии в 1948—1966 гг. первые озерные чайки прилетали в среднем 7 апреля, наиболее ранняя встреча 23.III; в Калининской обл. за 36 лет наблюдений 26.III—23.IV, в среднем 7—8.IV, массовый пролет 1—17.IV; на оз. Киёво (в настоящее время колония прекратила свое существование) первые особи 24.III—8.IV, массовое появление 30.III—27.IV; в Барабинской степи первые особи в первой декаде апреля, пролет до двадцатых чисел мая, наиболее интенсивный — в конце апреля — начале мая. На Байкале (южная часть) озерная чайка появляется в середине апреля. В нижнем течении Сырдарьи первые птицы появляются в конце февраля, пролет в основном в марте, в Алма-Ате 10—19.III, под Семипалатинском 7—17.IV.

Численность. Начавшиеся уже в XIX в. рост численности и расширение ареала в Западной Европе продолжаются во многих странах и в настоящее время. В 1970-х годах численность в странах Европы, кроме СССР, оценивалась минимум в 1400 тыс. гнездящихся пар. Более поздние публикации по отдельным странам дают основание предположить, что в этой части ареала гнездится от 1515 тыс. до 1820 тыс. пар озерных чаек. В том числе в Финляндии гнездится 150 тыс., в Швеции — 270 тыс., Дании — 210 тыс., Германии - 157 тыс., Польше - 84,5 тыс., Чехословакии - 200-350 тыс., Венгрии - 12 тыс., Нидерландах - 200 тыс., на Британских островах— 150-300 тыс. пар.

Определение общей численности озерной чайки в бывшем СССР проведено для ряда западных территорий. В 1970-х годах она составляла: для Эстонии 80 тыс., Латвии 97 тыс., Литвы 30 тыс. пар, Белоруссии 104 тыс., Московской обл. 30—32 тыс. пар. Прослеживается и рост численности на упомянутых территориях: в Эстонии к 1960 г. гнездилось 20 тыс. пар, в 1967-1969 гг. — 30 тыс. пар, в Латвии в конце 1930-х - начале 1940-х годов — 10 тыс. пар, в 1964-1966 гг. — 30 тыс. пар, в Литве в начале 1970-х годов гнездилось 15-18 тыс. пар. Рост численности озерной чайки в последние десятилетия имел место также в других областях на северо-западе и в средней полосе европейской части России, а также вблизи населенных пунктов на Камчатке.

Местообитание. В гнездовое время преимущественно мелководные внутренние водоемы — озера, пруды, водохранилища, дельты рек и т.д. — со сплавинами из корневищ надводной растительности или луговыми островами, торфяные карьеры, болота (преимущественно низинные), заросшие надводной растительностью морские бухты и морские острова вблизи берега. Реже гнездится на прибрежных лугах, дюнах, топких прибрежных кочкарниках и т.п. Местами добычи корма служат преимущественно открытые ландшафты - пахотные земли, луга и пастбища или водоемы. С усилением синантропизации местами кормежки все чаще становятся свалки, зверофермы, рыбоконсервные заводы и другие предприятия пищевой промышленности, рыболовецкие гавани, города. В период миграции больше связана с морским побережьем и поймами крупных рек, в период зимовки — с морским побережьем, сельскохозяйственными угодьями и населенными пунктами вблизи водоемов.

Читать далее:Экология и биология обыкновенной чайки