Сальмонеллы и клещи. сальмонеллез. Заболеваемость,энцефалитные иксодовые Клещи , возбудитель, профилактика, укус клеща, заражение, клещевые инфекцииКрым

Клещи и сальмонеллы

Клещи и сальмонеллы

Перейти в оглавление раздела: Лихорадки геморрагические

Механизм фагоцитоза штамма S. typhimurium можно интерпретировать как смещение цитоплазмы плазматоцита в места локализации бактерий, воздействие факторов клетки на микроорганизмы, ведущие к их деструкции, т.е. резкому разбуханию, изменению формы, просветлению бактериальной структуры с дальнейшим полным лизированием возбудителя. Процесс фагоцитоза не ограничивается тольколизированием бактерий в цитоплазме клетки. Он вызывает изменения в самой фагоцитирующей клетке, что выражается в ослаблении окраски стромы в цитоплазме, изменении размеров и форм вакуолей и ядра. В гемолимфе клещей Alveonasus lahorensis, О. papillipes, H. asiaticum не было обнаружено специфических антител на фаг ФХ-174 (Подборонов В.М., Подборонов А.М., 1993, Podboronov V.M., Podboronov A.M., 1997).

Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют о том, что некоторые клетки гемолимфы клещей участвуют в фагоцитозе бактерий. Данные морфологического изучения позволяют отнести макрофагальные клетки к зрелым плазматоцитам.

Изменчивость сальмонелл под влиянием организма клещей

По данным Чирова (1984), субкультуры S. pullorum, выделенные через год после заражения из нимф Н. punctata, изменяли серологические и биохимические свойства. При определении серологических свойств выросшие колонии S. pullorum (бактерии сохраняли признак неподвижности, слабо реагировали с рецептором 9 О-антигенов), слабо стали агглютинировать с рецептором "др" Н-антигена, свойственным серотипу S. dablin. Из биохимических признаков субкультуры, в отличие от исходных свойств, приобрели способность расщеплять без образования кислоты галактозу и арабинозу и вырабатывать газ в среде с лактозой. Отмечено изменение серологических, биохимических, морфологических и вирулентных свойств у выделенных субкультур S. typhimurium из голодных и напитавшихся нимф D. daghestanicus.

Нами были более подробно изучены процессы L-трансформации сальмонелл и реверсии L-форм в организме аргасовых и иксодовых клещей. Возможность образования L-форм бактерий в организме экспериментальных животных и человека в настоящее время следует рассматривать как общепризнанный факт. К числу мощных L-трансформирующих факторов относятся пенициллин и другие антибиотики, действующие на клеточную стенку бактерий. В качестве факторов L-трансформации в организме могут выступать аминокислоты (аргинин, глицин, лейцин и др.), ферменты (в первую очередь лизоцим), специфические иммуноглобулины и комплемент.

В наших экспериментальных исследованиях (Подборонов В.М., 1986, Подборонов В.М., Подборонов А.М., 1993) мы предприняли попытку выяснить в опытах чувствительность сальмонелл к L-трансформирующему действию лизоцима. Для изучения L- трансформации бактерий в организме клещей и выявления особенностей взаимодействия стабильных L-форм сальмонелл с организмом клеща проведены исследования на О. moubata. При инфицировании клещей использовались как L-формы, так и бактериальные культуры S. typhimurium. При заражении клещей стабильными L-формами сальмонелл мышиного тифа бактерии выделялись лишь на 1-3, реже - на 5 сутки. В течение всего последующего периода исследований (3 месяца) ни L-формы, ни бактериальные формы возбудителя выделить не удалось.

В экспериментах по заражению клещей бактериальными культурами сальмонелл на 7 - 10 сутки наблюдения, наряду с колониями обычного бактериального типа, появились более нежные мелкие суховатые колонии, в составе которых было много характерных для начальных этапов L-трансформации форм - гигантских раздутых палочек, отдельных мелких сферопластов и зерен. Колонии, состоящие из подобных форм, вырастали на средах для выделения бактерий и роста L-форм без антибиотиков. Вдальнейшем изменения такого рода становились более выраженными. При фазово-контрастном микроскопировании колоний, выделенных на 19 и 20 дни после инфицированияклещей, обнаружены значительные количественные и качественные изменения популяции, связанные с увеличением количества измененных форм и большим приближением особенностей их структурной организации к L-формам (появление крупных сферопластов и вакуолизированных форм). Такого рода культуры можно было выделить в дальнейшем на всем протяжении эксперимента. Новые качественные сдвигиимелиместо к35дню после заражения, когда от большинства клещей удавалось выделить, наряду с описанными выше формами, отдельные колонии, по своей микроструктуре полностью представленные типичными L-формами. При пассировании выделенных культур нестабильных L-форм на обычных питательных средах уже на 1 и 2 пассажах был получен рост колоний бактериального типа. Вместе с тем на среде для культивирования L-форм, содержащей пенициллин, эти культуры росли в виде L-форм.

Рассмотренные данные экспериментальных исследований свидетельствуют о многообразии реакций культур изученных видов бактерий при взаимодействии с организмом клеща. В этих условиях возможно, с одной стороны, развитие процесса стимуляции явлений L-трансформации, появление отдельных микроструктурных элементов, характерных для начальных этапов L-трансформации и даже для более поздних этапов, стабильных форм, попавших в организм клеща; с другой стороны, отмечено проявление процесса их достаточно быстрой реверсии в исходные бактериальные формы.

Результаты всех приведенных выше исследований убедительно подтверждают то положение, что в организме животных, перенесших острый инфекционный процесс, происходит L-трансформация значительной части популяции возбудителя, которая наряду с бактериальными формами, а нередко и самостоятельно, может играть весьма существенную роль в поддержании очага инфекций.

Смешанные инфекции в клещах

В природе существуют сочетанные очаги болезней различной природы. В литературе имеются единичные работы по заражению иксодовых клещей вирусом клещевого энцефалита, сальмонеллами и другими инфекциями.

Наши исследования показали, что при смешанном одновременном заражении половозрелых клещей О. papillipes вирусом клещевого энцефалита и сальмонеллами отмечено снижение титра вируса к 25-30 суткам, а через 60 дней - полная его гибель. В то же время отмечено резкое снижение числа сальмонелл и очищение клещей от них через 10 суток (Подборонов, Пчелкина, 1987).

В опытах при смешанном заражении двумя бактериальными инфекциями было установлено, что клещи Alveonasus lahorensis воспринимали сальмонеллы и кишечные палочки. Сальмонеллы при смешанном заражении с кишечной палочкой, продуцирующей микроцин и лизоцим, погибали через 24-48 часов, а в организме клещей Н. asiaticum - через 10 суток. Гибель бактерий зависела от свойств бактериального Штамма, защитных механизмов организма клещей (антибактериального воздействия лизоцима, клеточных элементов и др.) и от взаимовлияния разных бактерий во внутренней среде переносчика (Подборонов, 1998).

Заключение

Детальное изучение существования сальмонелл в организме клещей свидетельствует о наличии многих факторов, способствующих элиминации клещей, зараженных сальмонеллами, а также бактерий, попавших в членистоногих с кровью их прокормителей. С другой стороны, наличие естественного носительства сальмонелл у клещей, собранных в природных очагах, экспериментальные данные о способности клещей воспринимать, сохранять и передавать сальмонелл свидетельствуют о возможности участия клещей в циркуляции возбудителей сальмонеллезов. Не исключено, что это связано с доказанным нами фактом L-трансформации значительной части популяции возбудителя. L-формы вместе с неизмененными бактериями, а нередко и самостоятельно, могут играть весьма существенную роль в поддержании очагов инфекций.

В.М. Подборонов НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи РАМН, Москваhttp://medi.ru/doc/6100207.htm