ИСКОПАЕМЫЕ ГОМИНОИДЫ И РАННИЕ АВСТРАЛОПИТЕКОВЫЕ. Неандертальцы, неандерталец, древний человек, ископаемый человек

ПАЛЕОАНТРОПЫ или "АРХАИЧЕСКИЕ САПИЕНСЫ"

Фото (РАННИЕ АВСТРАЛОПИТЕКОВЫЕ)

ИСКОПАЕМЫЕ ГОМИНОИДЫ И РАННИЕ АВСТРАЛОПИТЕКОВЫЕ

Читать: О питании австралопитеков

Ниже мы приводим краткую характеристику основных ископаемых гоминоидов (Hominoidea) и представителей "ранних австралопитековых", которых обычно разделяют на несколько родов.

1. Ископаемые Hominoidea (высшие обезьяны) представлены несколькими родами сивапитеков, проконсулов, афропитеков, дриопитеков, уранопитеков, а также, гигантопитеков (о которых мы уже упоминали в предыдущей теме).

Сивапитеки (Sivapithecus) - ископаемые понгиды, жившие в Азии около 12-8 млн. лет назад. Важнейшие находки сделаны в Пакистане, Северной Индии и Южном Китае. Внешне и по образу жизни были очень похожи на современных орангутанов. Существовали сивапитеки размером с орангутана и меньше. Судя по строению черепа, сивапитеки были прямыми предками орангутанов. Раньше, до появления африканских находок, сивапитеков считали предками современного человека, но сейчас эта гипотеза отвергнута.

Проконсулы (Proconsul) - ископаемые гоминоиды, жившие 22-10 млн. лет назад в Африке. Внешне и по поведению были похожи на шимпанзе, но строение их мозга было примитивнее. Некоторые виды были очень крупные - размером с гориллу. Вероятно, проконсулы были предками современных понгид.

Афропитеки (Afropithecus) - ископаемые гоминоиды, жившие в Африке 20-17- млн. лет назад. Известны по почти целому черепу и другим останкам. Имели очень крупные, выступающие вперед челюсти с огромными клыками. Вероятно, тупиковая ветвь эволюции.

Дриопитеки (Dryopithecus) - ископаемые гоминоиды, жившие в Европе 16-9 млн. лет назад. Некоторые находки из Африки и Северной Индии также относят к этому роду. Внешне и по поведению были похожи на шимпанзе, но были несколько примитивнее. Размеры варьировали от размера шимпанзе до размера гориллы. Питались растениями. Вероятно, были потомками проконсулов, а сами - предками современных понгид и, возможно, гоминид.

Уранопитеки (Ouranopithecus) - ископаемые гоминоиды, жившие в Южной Европе 10-9 млн. лет назад. Известны по находке черепа. Внешне напоминали шимпанзе. Некоторые антропологи считают их предками гоминид, но, скорее всего, это была тупиковая ветвь эволюции.

2. "Ранние австралопитековые" включают в себя ископаемые роды сахелянтропов, орроринов, ардипитеков и анамских австралопитеков.

Сахелянтроп (Sahelanthropus tchadensis). Самый ранний гоминид, описанный в 2002 г. Найден в Республике Чад. Датировка по фауне около 6-7 млн. лет назад. Среди находок - нижняя челюсть и целый череп, который получил популярное название "Тумай". Судя по срединному положению затылочного отверстия, Сахелянтроп был прямоходящим существом. Однако некоторые антропологи, основываясь на строении затылочной кости и лицевого скелета, считают его скорее предком современных горилл. Череп действительно очень примитивный - у него почти нет лба, челюсти очень большие, затылок резко выступает назад, надбровье чрезвычайно большое. Объем мозга Сахелянтропа был примерно как у современных шимпанзе - около 350 см3.

Оррорин (Orrorin tugenensis). Древнейший гоминид, от которого сохранились кости конечностей. Описан в 2001 г. Останки Орроринов обнаружены в Кении в местонахождении Туген Хиллс и имеют датировку 6 млн. лет назад. Клыки Орроринов были сравнительно с друними гоминидами большие, но меньше, чем у шимпанзе. Судя по строению бедренных костей, Оррорины были прямоходящими, ростом примерно с шимпанзе - 1,4 м. Однако фаланги пальцев у них были изогнутые, что можно расценивать либо как признак лазания по деревьям, либо как наследие древесных предков.

Ардипитек (Ardipithecus ramidus). Одни из самых ранних австралопитеков, от которых известны достаточно многочисленные останки. Найдены в Эфиопии. Более древний подвид Ardipithecus ramidus kadabba обнаружен в местонахождении Алайла и датирован около 5,5 млн. лет назад. Описан в 2001 г. Более молодой подвид Ardipithecus ramidus ramidus найден в местонахождении Арамис и датирован 4,4 млн. лет назад. Описан в 1994 и 1995 г. Судя по строению основания черепа, Ардипитеки были прямоходящими существами ростом около 1,2 м и весом около 40 кг. Зубы сочетают признаки шимпанзе и человека, то же можно сказать про кости стопы, руки и кисти. Было высказано предположение, что Ардипитеки являются предками современных шимпанзе.

Австралопитек анамский (Australopithecus anamensis). Найден в Кении в местонахождениях Канапои и Аллия Бей, описан в 1995 г. Датируется временем около 4 млн. лет назад. Известен по находкам челюстей, зубов и нескольких костей скелета. Все останки сочетают понгидные и гоминидные признаки примерно в равной пропорции. Некоторые черты челюстей и зубов могут быть охарактеризованы как специализированные, что, вероятно, исключает Австралопитека анамского из числа прямых предков современного человека. Особенно примитивна локтевая кость, имеющая черты, свидетельствующие о передвижении с опорой на фаланги пальцев, как у современных шимпанзе и горилл. Прямохождение Австралопитека анамского недоказано.

Литература:

1. Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. В 3-х томах. Т.3. М., 1993.

2. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999.

Читать дополнительно:Затонувшая Сунда, айны, переселения людей; Заселение Австралии...