Дикий кабан. питание, корма, еда, пищевое, кормовое поведение. Биология, местообитания. Кабан (полевые признаки и описание). Дикая свинья. Sus scrofa

Кабан: питание

...Осенью количество животных кормов сокращается, зимой кабаны добывают лишь мышевидных грызунов, едят падаль.

По характеру питания к кабанам Волжской поймы близки кабаны равнинной части Казахстана, обитающие по берегам рек и озер. Основные корма кабана, которые он использует круглый год — корневище тростника и рогоза.

В половодье звери выходят из тростников в кустарники вблизи рек или в степь, где поедают зелень злаков и выкапывают корни и луковицы. В поисках подземных запасов растений кабаны часто уходят из пойм рек и от берегов озер на несколько километров в глубь пустыни. Иногда звери кормятся корнями осенью и в начале зимы. Из животных кормов поедают грызунов. В мае раскапывают норы расселяющихся слепушенок, разоряя их кладовые из луковиц тюльпанов. Осенью едят птиц-подранков, остающихся после охоты на водоплавающую птицу по берегам озер. Весной разоряют гнезда птиц (Соломатин, 1972). Особенно сильный урон наносят утиным гнездам. Летом при понижении уровня воды в озерах, едят моллюсков и рыбу.

В годы с многоснежной зимой, когда снег ложится на сухую, промерзшую землю, корма оказываются недоступными для зверей, тогда они поедают растительную ветошь; наблюдались случаи каннибализма А. О. Соломатин (1972) описывает случаи такой зимовки (гурта кабанов около 100 голов). Весной было обнаружено 15 трупов кабанов, растерзанных своими собратьями.

Горы Казахстана и Средней Азии значительно богаче кормами, чем равнинные области. В Заилийском Алатау звери кормятся круглый год луковицами, корневищами и корнями герани, тюльпанов, горца, манжетки и одуванчиков. Употребление подземных частей растений характерно для кабана в этом районе. Плоды — важный сезонный корм. На северных склонах Заилийского Алатау и Каратау осенью кабаны кормятся опавшими яблоками. Кабаны Таласского Алатау и других гор поедают плоды грецкого ореха, алычи, яблонь, фисташки. На Вахшском хребте кормятся плодами алычи, боярышника, шиповника, грецкого ореха (Слудский, 1956).

В Узбекистане и Киргизии нажировочными кормами стали миндаль, грецкий орех, фисташка, виноград. В апреле и мае поедают зеленые части растений. В состав животных кормов входят насекомые и их личинки, черви, наземные моллюски и мышевидные грызуны.

В Восточной Сибири наиболее ценный корм — кедровые орехи, по хорошие урожаи кедра бывают обычно раз в 3 — 4 года, поэтому важное значение в рационе имеют подземные части растений, особенно лилий и саранок, которые кабан добывает круглый год по склонам, полянам и опушкам. Весной кормится зелеными частями растений. Зимой при бескормице начинает поедать растительную ветошь, брусничник, хвою и грибы.

На Дальнем Востоке основным нажировочным кормом служат кедровые орехи и желуди монгольского дуба. Начиная с сентября, кабан сосредотачивается в кедрачах или дубняках; в поисках богатых кормовыми запасами угодий зверь способен проходить за сутки 30 — 40 км (Кучеренко, 1973). Годы одновременного неурожая орехов кедра и желудей — самое тяжелое время для кабанов. В поисках пищи они широко разбредаются, выкапывают подземные части растений (леспедеца, рябинолистника, спиреи, рододендронов и т. д.). После выпадения снега зверь концентрируется в долинах, где растет зимний хвощ. Там, где нет хвоща, кабаны кормятся ветошью, брусничником, хвоей пихты. Весной кормятся зеленью крапивы, зонтичными, амурским виноградом.

На севере центральных районов европейской части СССР кормовой рацион состоит из подземных и наземных частей растений, животных кормов. В этих районах полностью исключаются такие важные нажировочные корма, как желуди и орехи. Возможно, именно поэтому увеличивается значение животных кормов, особенно в весенний и осенний периоды. Весной, после появления проталин, дикие свиньи роются на них, выкапывая корни и корневища растений (брусники, черники, ветреницы, любки-двулистной, гравилата и т. д.). Несколько позднее начинают выкапывать дождевых червей в разреженных лиственных лесах и на лугах, а в сосняках личинки майского хруща.

С началом вегетации и примерно до конца июня кормятся зелеными частями растений: молодыми проростками вейника, мятлика и других злаков, осоки, листьями калужницы, крапивы, гераней. Летом кабаны по пойменным лугам и лесным полянам раскапывают корневища раковой шейки, манжетки, лапчатки, по влажным ольшаникам добывают дождевых червей, там же питаются корневищами тростника, калужницы и т. д. К концу лета звери появляются на полях, где поедают овес, бобовые, картофель, попутно охотятся на мышевидных грызунов, роют дождевых червей. Зимой задерживаются у полей, где недостаточно полно убран урожай, в некоторых случаях разворачивают картофельные бурты. Некоторые группы кабанов остаются в глубине леса, где придерживаются старых ельников, смешанных лесов с примесью ели и лесными болотами. В мягкие малоснежные зимы добывают корневища болотных растений, брусники, черники, корни ели, сосны, осины, раскапывают муравейники. Но при глубокоснежье или настах добыча корма затрудняется и тогда группам, зазимовавшим в лесу, приходится туго. Обычно молодняк погибает, выживают только взрослые особи....

Читать дальше: Кабан: питание

Г. И. Иванова, Н. И. Овсюкова. КАБАН. ОХОТА НА КОПЫТНЫХ.-Издательство «Лесная промышленность», 1976.