Синица Большая синица. Вид: Parus major Linnaeus, 1758 = Большая синица. Семейство: Paridae = Синицевые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Parus major = Большая синица

Parus major = Большая синица

Читать дополнительно: Большая синица

Большая синица

Большая синица (Parus major) – птица, по размерам немного уступающая воробью (длина тела 13–16,5 см, масса – около 20 г), с блестяще-черными верхом головы, горлом, шеей и зобом, чисто-белыми щеками, зеленоватой спиной и желтой грудкой с черной продольной полосой, идущей от зоба к черному подхвостью. У самок эта полоска уже, чем у самцов. Встречается большая синица почти по всей Европе и Азии, кроме северных районов, и в Северной Африке. Всюду ведет оседлый образ жизни, совершая кочевки в пределах области гнездования. Селятся большие синицы в лиственных лесах и пойменных зарослях древесной растительности. Часто можно встретить их в городских рощах и парках, садах и скверах. Parus major = Большая синица

Во второй половине февраля и начале марта самцы начинают петь характерную песенку, напоминающую звонкую капель. Каждый самец имеет в своем репертуаре несколько типов песен, но чаще всего пользуется двумя-тремя. Если птицу не беспокоить, она может петь около часа, иногда более. Кроме песни у больших синиц есть еще и позывы «пинь-пинь», в случае тревоги – трещащее «тррр», у молодых осенью – негромкое «ти-ти-ти», которым они переговариваются в кочующих стайках.

Заняв гнездовую территорию, пара больших синиц выбирает место для будущего гнезда. Птицы эти – дуплогнездники, птенцов они выводят в естественных и искусственных укрытиях и глубоких нишах. Предпочтение при этом оказывают старым дуплам дятлов, в большинстве случаев выдолбленным в осинах или других породах с мягкой древесиной. На втором месте стоят дупла, образовавшиеся при выгнивании сердцевины дерева в месте отхождения крупных ветвей, спиленных или обломившихся у основания. Охотно селятся большие синицы в дуплянках и скворечниках, могут использовать для гнездования полые фонарные столбы, дуплообразные ниши в различных постройках, почтовые ящики и т.д. На дно дупла самка укладывает сухие веточки, стебельки, мох и лишайники. На этом прочном, толщиной до 7 см, основании возводятся стенки гнезда – из шерсти, волос и пуха.

Фото Parus major = Большая синица

В средней полосе большие синицы заканчивают строительство гнезд в середине мая. В кладке бывает до 13–16 белых с коричневыми отметинами яиц. Самка насиживает кладку две недели и еще неделю продолжает оставаться в гнезде, обогревая вылупившихся птенцов. Самец в это время собирает и приносит в гнездо корм. Позже и самка включается в процесс выкармливания потомства – за день синицы могут приносить птенцам корм до 500 раз! Если гнездо не беспокоить, птенцы досиживают там до трех недель, однако могут покинуть его и гораздо раньше. Вылетевшие птенцы (обычно это происходит в первой половине июня) уже могут перепархивать с дерева на дерево, но в первое время возвращаются в гнездо на ночевку.

В условиях средней полосы большинство пар больших синиц откладывают и вторую кладку, обычно в новом гнезде, которое сооружают за несколько дней. В это время самец еще докармливает птенцов первого выводка. «Переселение» объясняется необходимостью избавиться от паразитов, которые скапливаются в старом гнезде. Во второй кладке яиц меньше. Вылупление происходит в середине июля.

Parus major = Большая синица Фото

Покинувшие гнезда птенцы кочуют выводками по опушкам и кустарникам, приближаясь к садам и поселкам. Осенью горожане и сельские жители начинают устраивать кормушки, и синицы охотно их навещают. Кроме того, синицы находят обильный корм на помойках, а также вблизи мест кормления сельскохозяйственных животных.

Среди кормов, поедаемых большой синицей, значительное место занимают насекомые: долгоносики, клопы, златогузки, непарные шелкопряды, муравьи, пчелы, личинки пилильщиков, гусеницы бабочек. Птицы поедают также семена трав и деревьев, расклевывают ягоды, трупы умерших животных.

С появлением снега группы синиц часто перемещаются в городские парки, где почти всегда есть кормушки. Здесь синицы настолько привыкают к людям, что охотно берут семечки подсолнуха и давленые орехи прямо с рук.

Многие городские синицы регулярно навещают балконы и форточки высоких домов, где их также часто специально подкармливают, особенно одинокие пожилые люди, которым веселые озорные птички поднимают настроение. Такие кормушки наполняются крошками со стола, остатками каш и т.п. Этот корм большие синицы тоже поедают, особенно в сильные морозы. Не стоит только сыпать в кормушку крошки ржаного хлеба.

С наступлением весны большие синицы прилетают на балконы петь песни, развлекая горожан своим мелодичным и звонким голосом. Здесь же, на балконах, в щелях и нишах, а тем более – в специально устроенных дуплянках и гнездовых ящиках, синицы могут и загнездиться. И тогда вы сможете наблюдать за их «личной жизнью». Таким образом, эти птицы выступают в роли своеобразных посланников дикой природы для людей, лишенных возможности общаться с ней по состоянию здоровья или по другим причинам.

В неволе больших синиц можно содержать в просторной клетке или в вольере. Обычно больше одной пары в вольере не уживается, так как эти птицы очень драчливы и даже при достаточном количестве корма все равно будут ссориться.

В качестве корма подойдет хорошая смесь для насекомоядных птиц с добавлением тертого сыра. Ежедневно каждой птице нужно давать 2–3 порезанных мучных червя. Часто давать живой корм отдельно не стоит – важно, чтобы синицы приучались к мягким смесям. Можно давать немного орехов или семечек. Некоторые большие синицы с удовольствием отщипывают кусочки от ломтиков сладких яблок.

Для разведения больших синиц в неволе удобным будет вольер длиной примерно 3, шириной – 1, и высотой – около 2 м. С обоих концов вольер нужно притенить. С одной стороны в таком вольере, если он устроен на улице, хорошо посадить вьющееся цветущее растение, например хмель, для привлечения насекомых. Грунт в вольере может быть песчаным, подойдет и гравий, на котором можно будет высадить растения для альпийских горок. В концах вольера можно посадить кусты кизильника – осенью птицы будут поедать его ягоды, а сами кусты очень хороши в качестве присады.

Размеры гнездового ящика: высота – 22–28 см, дно – 10 х 10 см, леток в верхней части передней стенки (он может быть круглым или квадратным) диаметром 3–3,5 см. Обстругивать доски нужно только с наружной стороны. Щели замазать жидкой замазкой изнутри. Крышка должна быть съемной и плоской (не «домиком»).

Гнездовые ящики в вольере должны висеть весь год, но ранней весной их нужно обязательно чистить (выскабливать) изнутри.

В период размножения предоставьте птицам достаточно гнездового материала – сухих травинок, мха, шерсти, перьев. Чтобы у самки не возникало трудностей с откладкой яиц, в период размножения в корм нужно добавлять кальций (подойдет измельченная яичная скорлупа).

В течение первых пяти дней после вылупления птенцов нужно увеличить количество порезанных и добавляемых в корм мучных червей до 50. Лучше давать их поздно вечером и утром. Предлагайте птицам также мелких нежных насекомых. Идеально подходят тли, хотя их трудно собирать. Если птенцам уже больше 5 дней, то можно давать личинок насекомых без ограничений..

В.Д. ИЛЬИЧЕВ, О.Л. СИЛАЕВА. Большая синица. Данная статья была опубликована в № 06/2004 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".