Ястреб-перепелятник. Accipiter nisus = Ястреб-перепелятник. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, пит

Вид: Accipiter nisus = Ястреб-перепелятник

Вид: Accipiter nisus = Ястреб-перепелятник

Перепелятник - лесной вид. Излюбленными гнездовыми биотопами являются разреженные темнохвойные, темнохвойно-мелколиственные и темнохвойно-широколиственные леса, молодые сосняки или старые боры и дубравы с густым лиственным подлеском. Населяет и другие типы леса, но с меньшей плотностью. Отмечено тяготение птиц к берегам рек, ручьев и влажным логам. На плоских водоразделах и в горах гнездится близ открытых пространств (вырубки, гари, луга и болота). При гнездовании в густых хвойных лесах перепелятник выбирает участки, разреженные ветровалом или горельники. Участки с ветровалами и очаговые горельники являются излюбленными местами гнездования этого вида в целом по ареалу.

В северных горно-таежных лесах перепелятник часто гнездится в лесу на скалах, так как здесь он более разрежен.

В лесостепной зоне перепелятник гнездится в крупных колках и островных лесах любого типа, однако, явное тяготение отмечено к более крупным и плотным колкам. ФотоМаксимальной плотности достигает в молодых сосновых посадках. В подтайге и северной лесостепи гнездование перепелятника в еловых лесополосах вдоль полей и дорог - обычное явление. Отмечено гнездование и в лесополосах из лиственных пород в степной зоне, где этот ястреб тяготеет к участкам с густыми зарослями кустарников.

В Южной Сибири темнохвойных лесов избегает, уступая здесь место малому перепелятнику, более часто встречаясь в разреженных смешанных и лиственничных лесах.

В целом по ареалу наблюдается тяготение на гнездование в молодых сосновых посадках, вне зависимости от природной зоны.

Подавляющее большинство гнезд перепелятника располагается на довольно молодых хвойных, реже лиственных деревьях, высотой 10-18 м, в среднем 12 м. Гнездовая постройка находится, как правило, на ветвях у ствола, реже в развилке ствола (более характерно для лиственных) на высоте 3-15 м, в среднем 5 м.

В порядке исключения известны случаи гнездования на закрытых сверху уступах облесенных скал.

Гнездовая постройка рыхлая, сделанная из тонких веточек, часто перевитых травой. Размер гнезда: диаметр 30-50 см, в среднем 40 см, высота гнезда 10-35 см, в среднем 20 см, диаметр лотка 20-40 см, в среднем 30 см, глубина лотка 5-15 см, в среднем 10 см. Лоток относительно глубокий, в связи с чем, самка сидит на кладке, утопая в нем почти по плечи. Зеленых веточек на гнезде не бывает. Выстилка отсутствует или же состоит из 2-4 мягких пластин сосновой коры. В течение периода выкармливания птенцов на гнезде и под ним скапливаются останки мелких воробьиных птиц - основных объектов питания перепелятника.

От гнезд других мелких ястребов постройка отличается отсутствием выстилки из свежих листьев и хвои и отсутствием зеленых веток на гнезде.

Часто перепелятник достраивает гнезда соек (Garrulus glandarius), вяхирей и горлиц (Columba palumbus & Streptopelia turtur), расположенные в соответствии с его стереотипами или устраивает гнезда на метлах.

В кладке 3-7 яиц, чаще всего 4-6 яиц. Окраска яиц белая с пятнами и крапинами от светло-бурой до красно-бурой окраски. Часто пятна концентрируются в инфундибулярной зоне яйца. Размер яиц: 35,5-48,0 х 29,5-35,6 мм, в среднем 40,91 х 32,87 мм. От яиц тювика (Accipiter brevipes) яйца перепелятника отличаются наличием пятен, от яиц малого перепелятника (Accipiter virgatus) только более крупными размерами (крайние размеры перекрываются, поэтому в некоторых случаях этот признак не работает).

Самка сидит на гнезде довольно плотно, слетая при приближении к гнезду. Беспокоится, летая вокруг гнезда с криками, часто присаживаясь на деревья в 10-100 м от гнезда и крича с места. Редко наблюдается более активная защита гнезда, однако до ударов, как правило, не доходит.

Расстояние между гнездами разных пар в плотных гнездовых группировках варьирует от 200 до 800 м, составляя обычно 500 м. В менее насыщенных местообитаниях перепелятники гнездятся в 1-3 км пара от пары, обычно в 2 км, в субоптимальных - в 4-5 км и далее.

Читать дальше: Ястреб-перепелятник