Ястреб-перепелятник. Accipiter nisus = Ястреб-перепелятник. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, пит

Вид: Accipiter nisus = Ястреб-перепелятник

Следы жизнедеятельности

Характерными признаками пребывания перепелятника являются места ощипывания жертв. Перепелятник, перед тем как нести добытую птицу к гнезду, очищает ее от перьев, выщипывая их на каком-нибудь возвышенном месте в лесу (выворотень, поваленное дерево, пень).

Погадки цилиндрической формы, мелких размеров, состоят из кроющих перьев мелких воробьиных птиц, иногда слабо переваренных так, что можно уловить их первоначальный цвет. Погадки более или менее плотные, но рыхлее, чем у чеглока. В погадках кроме желудков изредка встречаются клювы и лапки птиц. Окраска погадок светло-серая. Остатки насекомых в погадках (не считая попадающих вместе с желудками жертв, сильно раздробленных и переваренных) отсутствуют. Размер погадок: 2,2-3,0 х 1,0-1,5 см.

В зимний период подобно тетеревятнику раздирает и поедает добычу прямо на снегу. Однако утоптанная площадка меньше - 20 см диаметром, ямка от птицы размером 18 х 14 см, перья разбросаны в радиусе до 20 см, обычно 15 см.

Методы выявления

Наиболее оптимальным способом выявления вида является пеший маршрут по лесной территории, в ходе которого визуально осматриваются возможные места гнездования вида, места характерные для ощипывания жертв (по ним в дальнейшем можно ориентироваться для локализации гнездового участка и обнаружения гнезда). При высокой плотности перепелятника такой метод дает более или менее приемлемые результаты. Можно также манить птиц, проигрывая фонограммы их криков.

Хорошие результаты дает прочесывание небольших по площади посадок сосны или хвойных лесополос, так как в них перепелятники гарантированно гнездятся, а полностью прочесать такой биотоп не составляет труда, так как лесополосы просматриваются, а в посадках можно успешно ориентироваться по бороздам, ликвидируя тем самым пробелы.

В связи с тем, что к кладке перепелятник приступает поздно - в мае, наличие листвы уже осложняет поиск его гнезд. Но в это время можно легко ориентироваться по крикам птиц. Самка довольно часто издает призывные крики у гнезда (перед кладкой и в период ее насиживания). После вылета птенцов поиск гнезд перепелятника и учет выводков, которые держатся близ гнезд, еще более облегчается за счет того, что молодые кричат более или менее регулярно в течение всего светлого времени.

Читать сначала: Ястреб-перепелятник