Кархародонтозавр, Карнотавр. Carcharodontosaurus, Camptosaurus, Carnotaurus. Все о динозаврах, динозавры история

Карнотавр

Carnotaurus sastrei † Bonaparte, 1985 = Карнотаурус

Карнотаврили «Плотоядный бык»

Карнотавр - хищный динозавр  из семейства абелизавров (Abelisauridae). Этот интересный динозавр был открыт и описан недавно, в 1985 году, палеонтологом Х. Бонапарте. Останки карнотавра были обнаружены в позднемеловых отложениях в Южной Америке, в Аргентине (Горро Фригио, провинция Чубут). Сохранилось большинство костей (практически полный скелет с отпечатками шкуры) этого ящера, поэтому мы имеем о нем довольно ясное представление. Карнотавров отличает от других сородичей ряд существенных черт. Во-первых, у него было два мощных рога, похожих на бычьи, отсюда и название, «плотоядный бык». Во-вторых, необычным было строение ног, больше похожих на птичьи.

Carnotaurus sastrei † Bonaparte, 1985 = Карнотаурус

Длина карнотавра достигала 7,5 метров, вес — 1 тонны. Карнотавр обладал сравнительно коротким и высоким черепом, с двумя рогоподобными уплощенными выростами над глазами. Глаза очень маленькие, и роэтому возможно, что большую роль в ориентации и поиске добычи играло обоняние. Задние ноги у него довольно длинные и стройные. Передние ноги крайне редуцированы, они еще меньше, чем у тираннозавра, хотя на каждой сохранилось по четыре пальца. Зубы многочисленные, некрупные, нижняя челюсть слабая. Череп обладал выраженным кинетизмом, т.е. сочленения между костями были подвижны, что позволяло им глотать крупные куски мяса во время еды. У карнотавра, например, передняя часть черепа могла слегка приподниматься, совсем как у птиц. Укус был быстрым, но не сильным.

Сохранившиеся отпечатки шкуры показывают наличие не перекрывающихся чешуй, конической и дисковидной формы, покрывавших все тело. Ученые даже приходят к поразительному выводу: возможно, карнотавр мог менять окраску тела в зависимости от окружающей среды, подобно современным хамелеонам. Это позволяло ему подкрадываться к добыче незамеченным. Конечно, точных доказательств, что карнотавры могли менять окраску, пока нет. Но такую возможность никто из ученых не отрицает, а многие даже находят этому новые подтверждения.

Он был хищником и передвигался на двух ногах, поэтому хвост служил ему еще и для поддержания равновесия при ходьбе. Вероятно карнотавр охотился на некрупных животных вроде орнитопод. Есть предположения, что будучи активным хищником, он мог нападть и на динозавров, гораздо более мощных, чем он сам. Главной задачей карнотавра было добраться до горла жертвы и перегрызть его. Для этого нужно было повалить добычу на землю, а это далеко не так просто, когда речь идет, например, о титанозавре, вес которого в 2–3 раза превышал вес карнотавра.

Возраст его изначально считался «среднемеловым», но сейчас известно, что карнотавр жил в конце мела (кампан-маастрихт), более 140 миллионов лет назад. Карнотавр относился к отряду теропод, которые жили на Земле на протяжении 150 миллионов лет и вымерли 65 миллионов лет назад.